Музыка

Приложение
Утверждена
в составе АООП
Приказ № 107 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 3 класса
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
индивидуальное обучение

п.Совхозный,2023

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 3 класса разработана на
основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
«Музыка» – учебный предмет, предназначенный для формирования у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства,
развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной
деятельности. В процессе реализации учебного предмета «Музыка» в ходе
занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки,
хоровое пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на
музыкальных инструментах детского оркестра, у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вырабатываются
необходимые
умения
музыкального
восприятия,
музыкально-исполнительские навыки, приобретаются первоначальные
сведения о творчестве композиторов, элементарные представления о теории
музыки.
Коррекционная направленность учебного предмета
«Музыка» обеспечивается специфическими психокоррекционными
и психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной
деятельности. Музыкально-образовательный процесс основан на принципах
природосообразности,
культуросообразности,
индивидуализации
и
дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения
и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности, доступности,
систематичности и последовательности, наглядности.
Цель:
– формирование основ музыкальной культуры обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части
духовной культуры личности.
Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
–
интегративное
понятие,
предполагающее овладение элементарными компонентами качеств,
необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
с незначительными
музыкальными способностями, не
предусматривающее их
целенаправленную
подготовку к
профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная
мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления;
адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление

усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение
мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное
воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при
игре на простейших музыкальных инструментах).
Задачи:
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и
получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными
знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию
музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных
музыкальных исполнителей, самостоятельной музыкальной деятельности;
- развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных
произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки,
приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и
музыкально-оценочной деятельности;
- развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для
занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально
познавательные
процессы,
музыкальная
память,
эмоциональные
переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.);
- обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях
(праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств
личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную
музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
- реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей
музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений
развития и профилактики возможной социальной дезадаптации.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с обязательной частью учебного плана количество часов в
неделю, отводимых на изучение предмета «Музыка» в 3 классе составляет 1
час в неделю. Рабочая программа составлена на 17 часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной
деятельности;

- готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и
другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на
основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми
нормами социального взаимодействия;
- готовность к практическому применению приобретенного музыкального
опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых
проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими
окружающими людьми;
- осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
- адекватная самооценка собственных музыкальных способностей; начальные навыки реагирования на изменения социального мира;
- сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей,
ценностей, чувств и оценочных суждений; - наличие доброжелательности,
отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
- сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное
отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты: Минимальный уровень:
- определение содержания знакомых музыкальных произведений;
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагога);
- выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими
элементами динамических оттенков;
- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое
произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; - правильная
передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша;
- передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне,
голосом);
- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные). Достаточный уровень:
- исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением,
так и без него;
- представления обо всех включенных в Программу музыкальных
инструментах и их звучании;

- пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с
учетом средств музыкальной выразительности; - ясное и четкое произнесение
слов в песнях подвижного характера;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
- знание основных средств музыкальной выразительности: динамические
оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно,
медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.
- владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического
изображения музыки. К концу обучения в 3 классе обучающиеся должны
знать:
музыкальную
форму
(одночастная,
двухчастная,
трехчастная,
четырехчастная, куплетная); - музыкальные инструменты и их звучание
(виолончель, саксофон, балалайка). Обучающиеся должны уметь:
- выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;
- сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое
звучание в нижнем регистре; - распределять дыхание при исполнении
напевных песен с различными динамическими оттенками;
- сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на
один слог;
- воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в
сопровождении инструмента. При оценке предметных результатов учитель
руководствуется следующими критериями:
Слушание музыки Оценка «пять»:
- установка слушателя выполнена полностью; ответ правильный и полный,
включает в себя характеристику содержания музыкального произведения,
средств музыкальной выразительности, возможна помощь учителя.
Оценка «четыре»:
- установка слушателя выполнена не полностью; ответ правильный, но
неполный, включает в себя характеристику содержания музыкального
произведения, средств музыкальной выразительности, много наводящих
вопросов учителя.
Оценка «три»:
- установка слушателя почти не выполнена; ответ правильный, но неполный
или односложный, средства музыкальной выразительности раскрыты
недостаточно, много наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»:
- применять нецелесообразно, поскольку у обучающихся может
обнаруживаться низкая мотивация, которая может еще больше понизиться
при выставлении неудовлетворительной оценки.
Хоровое пение Оценка «пять»:

- знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и
ритмически точное исполнение; выразительное исполнение.
Оценка «четыре»:
- знание мелодической линии и текста песни; в основном, чистое
интонирование и ритмически правильное исполнение; пение недостаточно
выразительное.
Оценка «три»:
- допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
неуверенное, не вполне точное, иногда фальшивое интонирование, есть
ритмические неточности; пение невыразительное.
Оценка «два»:
- применять нецелесообразно, поскольку у обучающихся может
обнаруживаться низкая мотивация, которая может еще больше понизиться
при выставлении неудовлетворительной оценки.
Содержание учебного предмета Пение
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в
предыдущих классах, а также на новом материале. Развитие умения быстрой,
спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между
фразами.
Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с
различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении
звучания).
Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на
один слог. Развитие умения контролировать слухом качество пения.
Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет
хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении
инструмента.
Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические
оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен.
Работа над чистотой интонирования и устойчивостью унисона. Пение
выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля.
Слушание музыки
Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.
Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в
инструментальном
произведении.
Знакомство
с
музыкальными
инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка.
Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне.
Обучение детей игре на ложках. Музыкальный материал для пения

Веселые путешественники. Из одноименного кинофильма. Музыка М.
Старокадомского, слова С. Михалкова. Песенка Крокодила Гены. Из
мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского.
Первоклашка. Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского,
слова Ю. Энтина.
Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского.
Снежная песенка. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова.
Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова.
Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.
Три поросенка. Музыка М. Протасова, слова Н. Соловьевой.
Стой, кто идет? Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского.
Бескозырка белая. Музыка народная, слова З. Александровой. Праздничный
вальс. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Белые кораблики. Из мультфильма «Площадь картонных часов». Музыка В.
Шаинского, слова Л. Яхнина. Пойте вместе с нами. Музыка и слова А.
Пряжникова.
Чунга-Чанга. «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.
Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В.
Шаинского, слова Э. Успенского. Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И.
Резника.
Музыкальные произведения для слушания
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. В.
Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525.
М. Теодоракис. Сиртаки.
Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е.
Крылатова, слова Ю. Энтина. Бу-ра-ти-но. Из телефильма «Приключения
Буратино». Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина.
Облака. Из мультфильма «Трям! Здравствуйте!». Музыка В. Шаинского,
слова С. Козлова. Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3.
П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик». Ф. Шуберт. Аве
Мария.
Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен».
Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида».
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В.
Шаинского, слова М. Пляцковского. Прекрасное далеко. Из телефильма
«Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Крылатые качели. Из телефильма «Приключения Электроника». Музыка Е.
Крылатова, слова Ю. Энтина.

Календарно-тематическое планирование по
предмету «Музыка и пение» 3 класс (17 ч)
№

Тема урока

Слушание

1-

Введение
«Школа здравствуй»

Игра «Слушай
бубен»

Динамические
оттенки

Д.Верди
«Триумфальн
ый марш»из
оперы «Аида»

Длительность звука

Д.Кабалевский В.Шаинский
«Наш край»
«Первоклашка»

Высота звука

Части песни: запев
Музыкальные
инструментывиолончель,
балалайка
Музыка и движение

Пение

Основные виды учебной
деятельности
М.Старокадомский Наблюдают за музыкой в жизни
«Веселые
школьников. Проявляют
путешественники» эмоциональную отзывчивость.
В.Шаинский
Прослушивание , анализ и
«Песенка
разучивание песни В.Шаинского.
крокодилаГены»
Инсценировка песни.

Часы

Дата

Задачи урока

2ч

01.09
08.09

2ч

15.09

Диагностика
музыкальных
способностей
Развитие умения
ориентировки в
средствах
музыкальной
выразительности
Развитие умения
ориентировки в
средствах
музыкальной
выразительности
Учить интонировать
звуки

22.09

Учатся продолжительности и силе
выдоха посредством дыхательной
гимнастики.

2ч

Отрабатывают речедвигательную
координацию.

2ч

13.10

Прослушивание и анализ песни
В.Шаинского и ее инсценировка.

1ч

20.10
27.10

Слушают, анализируют музыку и
проявляют эмоциональную
отзывчивость на звучание
виолончели, балалайки.
Отрабатывают фигуры хоровода
Русская народная
песня «а я по лугу» (змейка, круг), отрабатывают
речедвигательную координацию.

1ч

10.11

2ч

17.11

П.Чайковский
«Октябрь»

М.Красев «Осень»

В.Шаинский
«Чему учат в
школе»
Участвуют в
коллективном
музицировани
и
Учатся вести
хоровод по
кругу, сужать
и расширять
его

В.Шаинский
«Антошка»
Д.Львов «Снежная
песенка»

29.09
06.10

24.11

Развитие умения
быстрой смены
дыхания
Проявлять
устойчивое
положительное
отношение к уроку
Осознание своей
национальной
принадлежности на
основе изучения
лучших образцов

10

1314

Музыка рисует

1516

Любовь к Родине

П.Чайковский
»Детский
альбом»

Л.Книппер
«Почему медведь
зимой спит?»

Д.Кабалевский В.Шаинский «Мир
«Наш край»
похож на цветной
луг»

17

Здравствуй
Зимушка-зима

Л.Книппер
«Почему
медведь зимой
спит?»

О.Фельцман
«Елочка лесной
аромат»

1819

Самый загадочный
праздник

В.Шаинский
«У леса на
опушке»

Л.Бекман «В лесу
родилась елочка»

20

Эти разные марши

2122

Мелодии и
сопровождение,
характер музыки

П.Чайковский
«Марш
деревянных
солдатиков»
«Похороны
куклы»
«Болезнь
куклы»
П.Чайковский
«Вальс
цветов»
Е.Крылатов

Слушают, анализируют музыку и
2ч
проявляют эмоциональную
отзывчивость П.Чайковского «Баба-Яга»
Участвуют в хоровом пении, учатся
петь громко-тихо.

2ч

Прослушивание, анализ и
разучивание новогодних песен.

1ч

Проявляют эмоциональную
отзывчивость, музыкальноритмические упражнения, игра со
сменой темпа.

2ч

Проявляют эмоциональную
М.Протасов«Песен отзывчивость, музыкальнока-чудесенка»
ритмические
упражненияотрабатывание шага
под марш.

Р.Паулс
«Кашалотик»
В.Шаинский
«Чунга-чанга»

Слушают, анализируют музыку и
проявляют эмоциональную
отзывчивость известных песен.

01.12
08.12
15.12
22.12

29.12

12.01
19.01

1ч
26.01

2ч
02.02
09.02

фольклора
Соотностиь
различные
произведения по
характеру
Использовать
простые речевые
средства для
передачи своего
настроения
Проявлять интерес к
музыке

Проявлять
эмоциональную
отзывчивость на
музыку, исполнять
песню с о
сверстниками
Проявлять
эмоциональную
отзывчивость на
музыку, понимать
позицию слушателя,
исполнителя
Проявлять
эмоциональную
отзывчивость на
музыку, понимать

11

23

«Гори, гори ясно»

24

Музыка рисует

2526

Служу Отечеству

2728

Самый дорогой
человек

29

Музыкальная

«Кабы не
было зимы»
Осваиваю т
образноигровые
движения «4
стихии»,
«Медведь»,
играют в
музыкальную
игру «Веселые
прыжки»
Е.Крылатов
«Кабы не
было зимы»,
Ф.Шуберт
«Музыкальны
й момент»
Е.Птичкин
«Бескозырка
белая»

Е.Птичкин
«Бабушка»
«Бабушка
болеет»
П.Чайковски

позицию слушателя,
исполнителя
Осознание своей
национальной
принадлежности на
основе изучения
лучших образцов
фольклора,
проявлять интерес к
музыке

В.Шаинский
«Белые
кораблики»

Принимают участие в элементарной 1ч
исполнительской деятельности на
примере игр.

16.02

В.Шаинский
«В траве сидел
кузнечик»

Слушают, анализируют музыку и
проявляют эмоциональную
отзывчивость известных песен.

1ч

02.03

Соотносить
различные
произведения по
настроению

Т.Мухаметшина
«Песня про папу и
дочку»

Прослушивание и разучивание
песни, повторяют шаг марша.

2ч

09.03
16.03

Е.Тиличеева
«Мамина песенка»

Учатся передавать различную
эмоциональную окраску песен о
маме и бабушки.

2ч

23.03
06.04

Проявлять
эмоциональную
отзывчивость на
музыку,
использовать
простые речевые
средства для
передачи своего
впечатления на
музыку
Учить исполнять
песни громко, тихо

А.Филипенко

Слушание и определение на слух

1ч

13.04

Развитие навыка

12

грамота-2-х частная
форма

«Похороны
куклы»
Ф.Мендельсон
«Свадебный
марш»
С.Рахманинов
«Итальянская
полька»
Русская
народная
песня «Посею
лебеду на
берегу»

«Праздничный
вальс»

музыкальной формы по окраске
звучания.

чистого
интонирования

В.Шаинский
«Голубой вагон»

Осваивают образно-игровые
движения на примере русских
народных игр.

1ч

20.04

30

Наши истоки

31

На кого я хочу быть
похож

А.Туликов
«Такой
хороший дед»

В.Шаинский
«Голубой вагон»,

Слушают, анализируют музыку и
проявляют эмоциональную
отзывчивость известных песен.

1ч

27.04

32

Промежуточная
аттестация.
Музыкальная
викторина

С.Соснина
«Начинаем
перепляс»
Все
пройденные
произведенияслуховой
анализ

Е.Птичкин «Не
дразните собак»
Р.Паулс
«Кашалотик»
В.Шаинский
«Чунга-чанга»

Оценивают собственную и
коллективную музыкальную
творческую деятельность

1ч

04.05

Осознание своей
национальной
принадлежности на
основе изучения
лучших образцов
фольклора,
проявлять интерес к
музыке
Проявлять
устойчивое
положительное
отношение к музыке
Развитие
музыкальной памяти
и слуха

13

33

Музыка рисует

Ф.Шуберт
«Аве Мария»
В.Моцарт
«Маленькая
ночная
серенада»

Е.Птичкин «Не
дразните собак»

Слушают, анализируют музыку и
проявляют эмоциональную
отзывчивость.

1ч

11.05

Развитие умения
контролировать
слухом качество
пения

3435

Музыка и движение

С.Соснина
«Начинаем
перепляс»

Е.Птичкин «Не
дразните собак»

Принимают участие в
исполнительской деятельности
посредством изучения
танцевальной фигуры «присядка»

2ч

18.05

Закрепление умения
исполнять песни
громко, тихо

25.05

14

Информационно-методическое обеспечение.
1. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального
воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А.
Шолохова, 2020.
2. Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с
интеллектуальной
недостаточностью
//Проблемы
коррекционноразвивающей педагогики в современном образовании: Материалы
межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2021.
3. Специальная педагогика: Учеб.пособие / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.
И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2022.
4. ЕвтушенкоИ.В. Музыка//Программа для 1-4 классов коррекционных
образовательных учреждений VIII вида.- М.: Владос, 2019.
5. ЕвтушенкоИ.В. Пение и музыка//Программа подготовительного, 14
классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида.М.:Просвещение, 2022. 6.Буравлева
И.А. «Музыка».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».