Российская Федерация Свердловская область Белоярский городской округ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Совхозная средняя общеобразовательная школа № 10» ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 от 29.08.2023г. УТВЕРЖДЁН в составе АООП УО (ИН) Приказ № 107 от 29.08.2023г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФАООП УО (ИН) 2022г. на 2023 – 2024 учебный год п. Совхозный, 2023г. Пояснительная записка Учебный план общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ «Совхозная средняя общеобразовательная школа №10» составлен на основании следующих нормативных документов: 1.1 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 1.2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014; 1.3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" 1.4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1015) 1.6. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрированным в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный номер 61573); 1.7. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Совхозная средняя общеобразовательная школа № 10»; 1.8. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения. Федеральный учебный план образовательных организаций Российской Федерации (далее Учебный план), реализующих ФАООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Недельный учебный план представлен по этапам обучения: 1 этап - I - IV или I дополнительный, I - IV классы; 2 этап - V - IX классы; Срок обучения по АООП составляет 9 лет. в зависимости от потенциальных возможностей развития и успешности обучения ребенка. Продление сроков обучения возможно только по заключению ПМПК индивидуально для каждого ребенка. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по IX класс. Продолжительность урока – 40 минут. Обучение в 1 классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения в I полугодии (в сентябре – октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока в день по 40 минут каждый). Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней. Для обучающихся 1-4 классов в течение учебного года устанавливаются дополнительные недельные каникулы (третья неделя февраля). Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических часов на 2 этапе обучения (V - IX класс). На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части: «Русский язык», «Мир природы и человека», «Ручной труд» (1-4 классы); «Математика», «Профильный труд», «Адаптивная физическая культура» (5-9 классы). Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно - развивающими занятиями). Часы коррекционно-развивающей области представлены индивидуальными коррекционноразвивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки детей. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г. Классы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) открываются приказом директора школы при наличии лицензии на право образовательной деятельности. Направление детей в классы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) и заключения ПМПК. При организации классов для детей с умственной отсталостью в образовательном учреждении организацию образовательного процесса обеспечивают педагогические кадры и другие специалисты, имеющие специальное образование или прошедшие курсовую переподготовку. Используется материально-техническая база ОУ, отвечающая санитарногигиеническим требованиям и нормам. Изучение учебных дисциплин организуется с использованием учебно-методических комплексов с использованием учебников, входящих в Федеральный перечень учебников. Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I – IV классы (I вариант) Предметные области Классы Количество часов в неделю Всего I II III IV 3 3 2 3 4 2 3 4 2 3 4 2 12 15 8 3 и 2 4 1 4 1 4 1 15 5 Музыка Рисование (изобразительное искусство) 5. Физическая Адаптивная культура физическая культура 2 1 1 1 1 1 1 1 5 4 3 3 3 3 12 6. Технологии Ручной труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1. Русский язык 2. Мир природы и человека 3. Ручной труд Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 2 21 - 1 20 3 1 20 3 1 20 3 5 81 9 21 1 1 1 23 1 1 1 23 1 1 1 23 90 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): логопедические занятия ритмика развитие психомоторных и сенсорных процессов Внеурочная деятельность 6 6 6 6 24 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 12 4 8 4 4 4 4 16 Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая Русский язык практика Чтение Речевая практика 2. Математика 3. Естествознание Математика Мир природы человека 4. Искусство Годовой учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I – IV классы (I вариант) Предметные области Классы Количество часов в год Учебные предметы I II III IV 99 99 66 99 66 102 136 68 136 34 102 136 68 136 34 102 136 68 136 34 405 507 270 507 168 66 33 34 34 34 34 34 34 168 135 99 102 102 102 405 66 693 - 34 680 102 34 680 102 34 680 102 168 2733 306 693 34 34 34 782 34 34 34 782 34 34 34 782 102 102 102 3039 198 204 204 204 810 Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык практика 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика 2. Математика 2.1.Математика 3. Естествознание 3.1.Мир природы и человека 4. Искусство 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство 5. Физическая 5.1. Физическая культура культура 6. Технологии 6.1. Ручной труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1. Русский язык 2. Мир природы и человека 3. Ручной труд Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): логопедические занятия ритмика развитие психомоторных и сенсорных процессов Внеурочная деятельность 99 33 66 132 102 34 68 136 102 34 68 136 Всего 102 34 68 136 405 135 270 540 Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в I классе, 34 учебных недели во II - IV классах). Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) V- IX класс (I вариант) Предметные области Классы Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая Русский язык практика Чтение (Литературное чтение) 2. Математика Математика Информатика 3. Естествознание Природоведение Биология 4. Человек и География общество Основы социальной жизни Мир истории История Отечества 5. Искусство Музыка Рисование (Изобразительное искусство) 6. Физическая Адаптивная физическая культура культура 7. Технологии Профильный труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика Профильный труд Адаптивная физическая культура V Количество часов в неделю VI VII VIII IX Всего 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 20 20 4 2 2 1 2 4 2 2 2 2 - 3 1 2 2 2 2 - 3 1 2 2 2 2 - 3 1 2 2 2 2 - 17 3 4 6 8 10 2 6 1 2 2 2 2 2 2 10 6 27 2 6 28 2 7 29 1 7 29 1 7 29 1 33 142 7 1 1 1 1 1 1 1 Максимально допустимая недельная 29 нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область 6 (коррекционные занятия и ритмика) 30 30 30 30 149 6 6 6 6 30 Внеурочная деятельность: 4 4 4 4 20 4 Годовой учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) V- IX класс (I вариант) Предметные области Классы V Количество часов в год VI VII VIII IX Всего 136 136 136 136 136 136 136 136 136 136 680 680 136 68 68 136 68 68 68 102 34 68 68 68 102 34 68 68 68 102 34 68 68 68 578 102 136 204 272 340 34 68 68 - 68 - 68 - 68 - 68 204 34 68 68 68 68 68 68 340 204 918 204 952 238 986 238 986 238 986 1122 4828 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика Профильный труд Адаптивная физическая культура 68 68 34 34 34 238 34 34 34 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия): 986 1020 1020 1020 1020 5066 204 204 204 204 204 1020 Внеурочная деятельность: 136 136 136 136 136 680 Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и Русский язык речевая Чтение практика (Литературное чтение) 2. Математика Математика Информатика 3. Природоведение Естествознание Биология 4. Человек и География общество Основы социальной жизни Мир истории История Отечества 5. Искусство Музыка Рисование (Изобразительное искусство) 6. Физическая Адаптивная физическая культура культура 7. Технологии Профильный труд Итого 34 34 34 34