Российская Федерация
Свердловская область
Белоярский городской округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Совхозная средняя общеобразовательная школа № 10»
ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №1 от 29.08.2023г.
УТВЕРЖДЁН
в составе АООП УО (ИН)
Приказ № 107 от 29.08.2023г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
общего образования для обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
в соответствии с ФАООП УО (ИН) 2022г.
на 2023 – 2024 учебный год
п. Совхозный, 2023г.
Пояснительная записка
Учебный план общего образования для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МАОУ «Совхозная средняя общеобразовательная школа
№10» составлен на основании следующих нормативных документов:
1.1 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
1.2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный
приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014;
1.3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
1.4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от
30 августа 2013г. №1015)
1.6. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28,
зарегистрированным в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный номер 61573);
1.7. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Совхозная средняя
общеобразовательная школа № 10»;
1.8. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного
учреждения.
Федеральный учебный план образовательных организаций Российской Федерации (далее Учебный план), реализующих ФАООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также
выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I - IV или I дополнительный, I - IV классы;
2 этап - V - IX классы;
Срок обучения по АООП составляет 9 лет. в зависимости от потенциальных возможностей
развития и успешности обучения ребенка. Продление сроков обучения возможно только по
заключению ПМПК индивидуально для каждого ребенка.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I дополнительном
и в I классе и 34 учебных недель в году со II по IX класс.
Продолжительность урока – 40 минут.
Обучение в 1 классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения в
I полугодии (в сентябре – октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по
4 урока в день по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока в день по 40 минут каждый).
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней. Для обучающихся 1-4 классов в течение учебного года устанавливаются дополнительные
недельные каникулы (третья неделя февраля).
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов
на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических часов на 2
этапе обучения (V - IX класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав
каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся.
Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся
в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное
окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных
для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части: «Русский язык», «Мир природы и человека», «Ручной труд» (1-4
классы); «Математика», «Профильный труд», «Адаптивная физическая культура» (5-9 классы).
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно - развивающими занятиями).
Часы коррекционно-развивающей области представлены индивидуальными коррекционноразвивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на
коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в
знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в
развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений,
координации движений и улучшения осанки детей. Коррекционно-развивающие занятия
проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные
занятия отводится до 25 мин.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из
часов внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для
обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на
обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия
коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их
физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный N 61573), действующим до 1
января 2027 г.
Классы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
открываются приказом директора школы при наличии лицензии на право образовательной
деятельности.
Направление детей в классы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных
представителей) и заключения ПМПК.
При организации классов для детей с умственной отсталостью в образовательном
учреждении организацию образовательного процесса обеспечивают педагогические кадры и
другие специалисты, имеющие специальное образование или прошедшие курсовую
переподготовку. Используется материально-техническая база ОУ, отвечающая санитарногигиеническим требованиям и нормам.
Изучение учебных дисциплин организуется с использованием учебно-методических
комплексов с использованием учебников, входящих в Федеральный перечень учебников.
Учебный план
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
I – IV классы (I вариант)
Предметные
области
Классы
Количество часов в неделю
Всего
I
II
III
IV
3
3
2
3
4
2
3
4
2
3
4
2
12
15
8
3
и 2
4
1
4
1
4
1
15
5
Музыка
Рисование
(изобразительное
искусство)
5.
Физическая Адаптивная
культура
физическая культура
2
1
1
1
1
1
1
1
5
4
3
3
3
3
12
6. Технологии
Ручной труд
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
1. Русский язык
2. Мир природы и человека
3. Ручной труд
Максимально
допустимая
годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
2
21
-
1
20
3
1
20
3
1
20
3
5
81
9
21
1
1
1
23
1
1
1
23
1
1
1
23
90
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия и ритмика):
логопедические занятия
ритмика
развитие психомоторных и сенсорных
процессов
Внеурочная деятельность
6
6
6
6
24
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
12
4
8
4
4
4
4
16
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая Русский язык
практика
Чтение
Речевая практика
2. Математика
3. Естествознание
Математика
Мир
природы
человека
4. Искусство
Годовой учебный план
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
I – IV классы (I вариант)
Предметные
области
Классы
Количество часов в год
Учебные предметы
I
II
III
IV
99
99
66
99
66
102
136
68
136
34
102
136
68
136
34
102
136
68
136
34
405
507
270
507
168
66
33
34
34
34
34
34
34
168
135
99
102
102
102
405
66
693
-
34
680
102
34
680
102
34
680
102
168
2733
306
693
34
34
34
782
34
34
34
782
34
34
34
782
102
102
102
3039
198
204
204
204
810
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1.Русский язык
практика
1.2.Чтение
1.3.Речевая практика
2. Математика
2.1.Математика
3. Естествознание
3.1.Мир природы и
человека
4. Искусство
4.1. Музыка
4.2. Изобразительное
искусство
5.
Физическая 5.1.
Физическая
культура
культура
6. Технологии
6.1. Ручной труд
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
1. Русский язык
2. Мир природы и человека
3. Ручной труд
Максимально
допустимая
годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия и ритмика):
логопедические занятия
ритмика
развитие психомоторных и сенсорных
процессов
Внеурочная деятельность
99
33
66
132
102
34
68
136
102
34
68
136
Всего
102
34
68
136
405
135
270
540
Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5-дневной учебной
неделе (33 учебных недели в I классе, 34 учебных недели во II - IV классах).
Учебный план
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
V- IX класс (I вариант)
Предметные
области
Классы
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая Русский язык
практика
Чтение
(Литературное чтение)
2. Математика
Математика
Информатика
3. Естествознание Природоведение
Биология
4.
Человек
и География
общество
Основы социальной жизни
Мир истории
История Отечества
5. Искусство
Музыка
Рисование
(Изобразительное
искусство)
6.
Физическая Адаптивная
физическая
культура
культура
7. Технологии
Профильный труд
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Математика
Профильный труд
Адаптивная физическая культура
V
Количество часов в неделю
VI
VII
VIII
IX Всего
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
20
20
4
2
2
1
2
4
2
2
2
2
-
3
1
2
2
2
2
-
3
1
2
2
2
2
-
3
1
2
2
2
2
-
17
3
4
6
8
10
2
6
1
2
2
2
2
2
2
10
6
27
2
6
28
2
7
29
1
7
29
1
7
29
1
33
142
7
1
1
1
1
1
1
1
Максимально
допустимая
недельная 29
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область 6
(коррекционные занятия и ритмика)
30
30
30
30
149
6
6
6
6
30
Внеурочная деятельность:
4
4
4
4
20
4
Годовой учебный план
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
V- IX класс (I вариант)
Предметные
области
Классы
V
Количество часов в год
VI
VII VIII IX Всего
136
136
136
136
136
136
136
136
136
136
680
680
136
68
68
136
68
68
68
102
34
68
68
68
102
34
68
68
68
102
34
68
68
68
578
102
136
204
272
340
34
68
68
-
68
-
68
-
68
-
68
204
34
68
68
68
68
68
68
340
204
918
204
952
238
986
238
986
238
986
1122
4828
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Математика
Профильный труд
Адаптивная физическая культура
68
68
34
34
34
238
34
34
34
Максимально
допустимая
годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия):
986
1020 1020
1020
1020
5066
204
204
204
204
204
1020
Внеурочная деятельность:
136
136
136
136
136
680
Учебные предметы
Обязательная часть
1.
Язык
и Русский язык
речевая
Чтение
практика
(Литературное чтение)
2. Математика
Математика
Информатика
3.
Природоведение
Естествознание
Биология
4. Человек и География
общество
Основы
социальной
жизни
Мир истории
История Отечества
5. Искусство
Музыка
Рисование
(Изобразительное
искусство)
6. Физическая Адаптивная физическая
культура
культура
7. Технологии
Профильный труд
Итого
34
34
34
34