Приложение Утверждена в составе ООП СОО Приказ № 110 от 29.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Избранные вопросы по информатике Направление – формирование функциональной грамотности Срок реализации программы - 1 год 10-11 класс Разработал: учитель информатики Поснова Е. С. п.Совхозный 2023 Пояснительная записка Программа курса «Избранные вопросы информатики» предназначена для внеурочной работы с обучающимися 10-11 класса, осваивающих профильный курс информатики, изучивших основные принципы кодирования информации, имеющих достаточно высокий уровень математического развития, интересующихся новыми информационными технологиями и желающими получать профессиональное образование, связанное с физико-математическим направлением. Актуальность программы: программа носит ярко выраженный интегративный и междисциплинарный характер, раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой. Направленность: формирование функциональной грамотности Уровень освоения программы: базовый. Адресат программы: программа ориентирована на школьников, имеющих базовую подготовку по информатике, желающих расширить свои знания в избранных вопросах информатики, а также ориентированных на физико-математический, компьютерноинформационный профили профессионального образования. Срок освоения программы: 2 года. Объем программы: 10 класс - 34 часа, 1 раз в неделю, 11 класс - 68 часов, 2 раза в неделю В условиях карантинных мероприятий, актированных дней реализация программы возможна в дистанционном режиме с использованием программ «Skype», «Zoom», платформы конструирования видеуроков «Mirapolis». Режим занятий: 1 год - 1 раз в неделю по 1 академическому часу, 2 год - 1 раз в неделю по 2 академических часа Формы обучения: традиционными формами обучения являются: беседа, рассказ, проблемное изложение материала. Основная форма деятельности учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся с использованием ИКТ-технологий, в сочетании с групповой, индивидуальной формой работы. Программа предполагает создание образовательных продуктов: творческих или исследовательских проектов. Цель программы: Формирование основ научного мировоззрения и создание условий для саморазвития и самовоспитания личности, а также обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием. Задачи программы: Обучающие раскрыть принципы различных подходов к кодированию различных форм представления информации; показать, на каких идеях основаны различные методы измерения количества информации; вскрыть связь между кодированием и скоростью передачи информации; продемонстрировать решение практических пользовательских задач с привлечением законов алгебры логики; выявить подходы к разработке моделей, связанных с деревьями игр (теория игры); познакомить с основами разработки программ в различных средах; развивающие формировать и развивать логическое мышление и пространственное воображение в оптимальные сроки; расширять кругозор, развивать память, внимание, творческое воображение, математическое и образное мышление; воспитательные воспитывать ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности. Планируемые результаты освоения курса «Избранные вопросы информатики» Личностные результаты: навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств; использование обучающих, тестирующих программы и программы-тренажеры для повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения. Метапредметные результаты: владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др. владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача; опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ); владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства. Содержание курса «Избранные вопросы информатики» с указанием форм организации и видов деятельности. 10 класс Тестовые задания. Правила оформления работы. (1 час) Формы работы: занятие-беседа. Расширение понятий информация и методы ее кодирование (14 часов) Различные подходы к определению понятия «информация». Количество информации. Единицы измерения количества информации. Скорость передачи информации и пропускная способность канала связи. Представление числовой информации. Системы счисления. Правила перевода чисел в различных системах счисления. Кодирование текстовой информации. Кодировки ASCI, Unicode. Форматы представления информации в памяти компьютера. Представление графической, звуковой информации в памяти ПК. Формы работы: дискуссия; смотр знаний, семинар, занятие-практикум Углубление знаний в теории алгоритмизации и программирования. (11 часов) Алгоритмы, виды алгоритмов, формы их представления. Формальные исполнители алгоритмов. Программирование алгоритмических конструкций –следование, ветвление, цикл. Базовые алгоритмы обработки переменных и их использование в задачах. Решение задач. Базовые алгоритмы обработки одномерных массивов. Решение задач обработки одномерных массивов. Решение задач обработки массивов разного уровня сложности. Подпрограммы –назначение, особенности структурного программирования. Функции – назначение, особенности разработки. Рекурсия. Базовые алгоритмы обработки элементов матриц. Алгоритмы обработки диагональных элементов квадратных матриц. Формы работы: семинар, собеседование, занятие-консультация, занятие-практикум Применение основ логики в решении задач. (4 часа) Логические выражения, их анализ и преобразование. Построение таблиц истинности логических выражений. Системы логических выражений. Логические выражения, определяющие принадлежность элемента множеству. Формы работы: занятие-практикум, занятие-беседа. Разработка информационной модели для проектирования реляционных баз данных.(3 часа) Представление данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы).Реляционные базы данных. Теория игр. Анализ и построение дерева игры. Формы работы: семинар, занятие-практикум, занятие моделирования. Различные файловые системы, реализованные в различных операционных системах компьютеров. (1 час) Файловая система. Маски имен файлов. Технологии обработки информации в электронных таблицах. Электронные таблицы. Принцип адресации. Статистическая обработка данных. Формы работы: семинар, занятие-практикум, занятие-беседа. Решение задач, основанных на сетевых технологиях . (2 часа) Сеть Интернет, назначение, возможности. Средства поиска информации. Формы работы: семинар, занятие-моделирование, занятие-беседа. Зачем нужны структурированные типы данных, такие как записи, множества. Их назначение и использование в программах. (1 час) Структурированные типы данных: запись, множество.Эффективное использование структурированных типов в программах. Формы работы: занятие-практикум, занятие моделирования. Содержание курса «Избранные вопросы информатики» с указанием форм организации и видов деятельности. 11 класс Виды тестовых заданий. Правила выполнения работы. (2 часа) Формы работы: занятие-беседа. Расширение представления о способах кодирования информации. (28 часов) Различные подходы к определению понятия «информация». Количество информации. Единицы измерения количества информации. Скорость передачи информации и пропускная способность канала связи. Представление числовой информации. Системы счисления. Правила перевода чисел в различных системах счисления. Кодирование текстовой информации. Кодировки ASCI, Unicode. Форматы представления информации в памяти компьютера. Представление графической, звуковой информации в памяти ПК. Формы работы: дискуссия; смотр знаний, семинар, занятие-практикум Применение теории алгоритмизации и программирование задач повышенной сложности. (22 часа) Алгоритмы, формы их представления. Формальное исполнение алгоритмов. Средства языка программирования для реализации алгоритмических конструкций –следование, ветвление, цикл. Базовые алгоритмы обработки переменных и их использование в задачах. Решение задач обработки переменных. Базовые алгоритмы обработки элементов одномерных массивов. Решение задач обработки одномерных массивов. Решение задач обработки массивов разного уровня сложности. Процедуры -назначение, особенности разработки. Функции –назначение, особенности разработки. Рекурсия. Базовые алгоритмы обработки элементов двухмерных массивов. Базовые алгоритмы обработки диагональных элементов квадратных матриц. Формы работы: семинар, собеседование, занятие-консультация, занятие-практикум Тренировка основ логического мышления при решении нестандартных задач. (8 часов) Логические выражения, их анализ и преобразование .Построение таблиц истинности логических выражений. Системы логических выражений. Логические выражения, определяющие принадлежность элемента множеству. Формы работы: занятие-практикум, занятие-беседа. Различные информационные модели вокруг нас.(6 часов) Представление данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы).Определение выигрышной стратегии. Анализ и построение дерева игры. Формы работы: семинар, зачёт, занятие-практикум, занятие моделирования. Использование знаний о файловой системе компьютера при решении специального класса задач. (2 часа) Файловая система. Маски имен файлов. Технологии обработки информации в электронных таблицах. Электронные таблицы. Принцип адресации. Статистическая обработка данных. Формы работы: семинар, занятие-практикум, занятие-беседа. Сетевые технологии вокруг нас в повседневной жизни. (4 часа) Сервисные протоколы сети Интернет, назначение, возможности. Средства эффективного поиска информации. Формы работы: семинар, собеседование, занятие моделирования, занятие-беседа. Работа со структурированными типами данных. Назначение и использование в программах записей, множеств. (2 часа) Структурированные типы данных: запись, множество. Эффективное использование структурированных типов в программах. Формы работы: семинар, занятие-практикум, занятие моделирования, Календарно - тематическое планирование курса «Избранные вопросы информатики» 10 класс № Тема занятия Кол-во п/п часов 1 Тестовые задания. Правила выполнения экзаменационной работы. 2 Определение понятия «информация». Решение задач. 1 1 3 Различные подходы к измерению количества информации. Решение задач. 1 4 Передача информации, различные каналы связи. Решение задач. 1 5 Кодирование числовой информации. Системы счисления позиционные. Правила перевода чисел в различных позиционных системах счисления. 1 6 Кодирование текстовой информации. Различные кодировки. Решение задач. 1 7 Представление информации в памяти компьютера. Решение задач. 1 1 9 Графическая, звуковая информация в памяти ПК. Решение задач. Виды алгоритмов. Решение задач. Формальные исполнители алгоритмов. Решение задач. 1 10 1 11 Язык программирования Python. Программирование следования, ветвления. 12 Операторы циклов 1 13 Алгоритмы обработки переменных 1 1 14 Операция присваивания. Решение задач обработки переменных. 1 15 Структурированный тип данных - одномерные массивы. Решение задач обработки одномерных массивов. 1 16 Подпрограммы - назначение, особенности разработки. Использование подпрограмм в программных разработках. 1 17 Рекурсия. Использование функций в программных разработках. 8 1 Дата 1 18 Обработка матриц. Решение задач обработки двухмерных массивов. Алгоритмы работы с диагональными элементами квадратных матриц. Решение задач. 1 19 1 20 Использование логических выражений, их преобразование. Решение задач на преобразование логических выражений. 1 21 Применение таблиц истинности логических выражений в решении задач. 22 Решение задач с системами логических выражений. 1 Принадлежность элемента множеству. Решение задач. 1 23 1 24 Разные типы информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы) Построение дерева вариантов 1 25 Решение задач на построение выигрышной стратегии. Анализ и построение дерева игры. 26 Различные способы решение задач. 1 27 Работа с файлами. Файловая система. 1 Статистические задачи в электронных таблицах. Принцип относительной и абсолютной адресации. 1 28 1 29 Сеть Интернет, назначение, возможности. Средства поиска информации. 1 30 Записи, множества. Особенности использования структурированных типов данных в программах. 31 Эффективность использования записей и множеств в 1 программах. Решение задач. 32 Промежуточное тестирование 1 33 Промежуточное тестирование 1 34 Разбор ошибок промежуточного тестирования 1 ИТОГО: 34 Календарно - тематическое планирование курса «Избранные вопросы информатики» 11 класс № Тема занятия Кол-во п/п часов 1-2 Виды тестовых заданий. Правила оформления экзаменационной работы. 2 3-4 Различные подходы к определению понятия «информация». Решение задач. 2 5-6 Количество информации. Единицы измерения количества информации. Решение задач. 2 7-8 Скорость передачи информации и пропускная способность канала связи. Решение задач. 2 9-10 Представление числовой информации. Системы счисления. Правила перевода чисел в различных системах счисления. 2 11-12 Кодирование текстовой информации. Кодировки ASCI, Unicode. Решение задач. 2 13-14 Форматы представления информации в памяти компьютера. Решение задач. 2 15-16 Представление графической, звуковой информации в памяти ПК. Решение задач. 17-18 Алгоритмы, формы их представления. Решение задач. 2 19-20 Формальное исполнение алгоритмов. Решение задач. 2 2 21-22 Средства языка программирования для реализации алгоритмических конструкций - следование, ветвление. 2 23-24 Средства языка программирования для реализации алгоритмической конструкции - цикл. 2 25-26 Базовые алгоритмы обработки переменных и их использование в задачах. 2 27-28 Операция присваивания. Решение задач обработки переменных. 2 29-30 Базовые алгоритмы обработки элементов одномерных массивов. Решение задач обработки одномерных массивов. 2 31-32 Процедуры - назначение, особенности разработки. Использование процедур в программных разработках. 2 Дата 33-34 Функции - назначение, особенности разработки. Рекурсия. Использование функций в программных разработках. 35-36 Базовые алгоритмы обработки элементов двухмерных 2 массивов. Решение задач обработки двухмерных массивов. 2 37-38 Базовые алгоритмы обработки диагональных элементов квадратных матриц. Использование алгоритмов обработки при решении задач. 2 39-40 Логические выражения, их анализ и преобразование. Решение задач на преобразование логических выражений. 2 41-42 Построение таблиц истинности логических выражений. 43-44 Системы логических выражений. Решение задач. 2 45-46 2 Логические выражения, определяющие принадлежность элемента множеству. Решение задач. 2 47-48 Представление данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы). Решение задач на построение дерева вариантов 2 49-50 Определение выигрышной стратегии. Анализ и построение дерева игры. 51-52 Решение задач. 2 53-54 Файловая система. Маски имен файлов. 2 2 55-56 Электронные таблицы. Принцип адресации. Статистическая обработка данных. 2 57-58 Сервисные протоколы сети Интернет, назначение, возможности. Средства эффективного поиска информации. 2 59-60 Структурированные типы данных: запись, множество. Особенности использования структурированных типов данных в программах. 2 61-62 Эффективное использование структурированных типов в программах. Решение задач. 63-64 Итоговое тестирование 2 65-66 Разбор ошибок промежуточного тестирования 2 ИТОГО: 2 66 Методическое обеспечение программы 1. Исаев Г.Н. Моделирование информационных ресурсов: теория и решение задач: Учебное пособие. - М.: Альфа-М : ИНФРА - М. 2012 - 224с. 2. Андреева Е, Босова Л., Фалина И. Математические основы информатики. Элективный курс: Методическое пособие / Е. Андреева. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. - 312 c. Информационные источники На печатной основе: 1. Ахо А., Ульман Дж. Теория синтаксического анализа, перевода и компиляции. - М.: Мир, 1978. - Т. 1, 2. 2. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на C++. – 2-е изд.- М.: Бином, 2000. 3. Буч Г., Рамбо Дж., Якобсон А. Язык UML. Руководство пользователя. – М.: ДМК, 2000. 4. Воеводин В.В. Математические модели и методы в параллельных процессах. - М.: Наука, 1986. 5. Гамма Э., Хелм Р., Джонсон Р., Влиссидес Дж. Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования. - СПб: Питер, 2001. 6. Грабер М. SQL. - M.: Лори, 1999.Таненбаум Э. Архитектура компьютера. – СПб: Питер, 2006. 7. Даконта М., Саганич А. XML и Java 2. – СПб: Питер, 2001. 8. Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных. - Москва-Санкт-Петербург-Киев: Изд. дом “Вильямс”, 2005. 9. Исаев Г.Н. Моделирование информационных ресурсов: теория и решение задач: Учебное пособие. - М.: Альфа-М: ИНФРА - М. 2012 - 224с. 10. Иртегов Д. Введение в операционные системы. – СПб: БХВ-Петербург, 2008. 11. Таненбаум Э. Компьютерные сети. – СПб: Питер, 2007. 12. Таненбаум Э. Современные операционные системы. - СПб: Питер, 2007. 13. Пратт Т. Языки программирования. Разработка и реализация. - М.: Мир, 1979. 14. Роберт С. Мартин. Быстрая разработка программ: принципы, примеры, практика. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. 15. Хоггер К. Введение в логическое программирование. - М.: Мир, 1988. Интернет-ресурсы: www.metod-kopilka.ru – Методическая копилка учителя информатики http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm – Сайт К.Ю. Полякова