Избранные вопросы информатики 10-11 класс

Приложение
Утверждена
в составе ООП СОО
Приказ № 110 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Избранные вопросы по информатике
Направление – формирование функциональной грамотности
Срок реализации программы - 1 год
10-11 класс

Разработал:
учитель информатики
Поснова Е. С.

п.Совхозный
2023

Пояснительная записка
Программа курса
«Избранные вопросы информатики» предназначена для
внеурочной работы с обучающимися 10-11 класса, осваивающих профильный курс
информатики, изучивших основные принципы кодирования информации, имеющих
достаточно высокий уровень математического развития, интересующихся новыми
информационными технологиями и желающими получать профессиональное образование,
связанное с физико-математическим направлением.
Актуальность программы: программа носит ярко выраженный интегративный и
междисциплинарный характер, раскрывает взаимосвязь математики и информатики,
показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой.
Направленность: формирование функциональной грамотности
Уровень освоения программы: базовый.
Адресат программы: программа ориентирована на школьников, имеющих базовую
подготовку по информатике, желающих расширить свои знания в избранных вопросах
информатики, а также ориентированных на физико-математический, компьютерноинформационный профили профессионального образования.
Срок освоения программы: 2 года.
Объем программы: 10 класс - 34 часа, 1 раз в неделю, 11 класс - 68 часов, 2 раза в
неделю
В условиях карантинных мероприятий, актированных дней реализация программы
возможна в дистанционном режиме с использованием программ «Skype», «Zoom»,
платформы конструирования видеуроков «Mirapolis».
Режим занятий: 1 год - 1 раз в неделю по 1 академическому часу, 2 год - 1 раз в неделю
по 2 академических часа
Формы обучения: традиционными формами обучения являются: беседа, рассказ,
проблемное изложение материала. Основная форма деятельности учащихся – это
самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся с
использованием ИКТ-технологий, в сочетании с групповой, индивидуальной формой
работы. Программа предполагает создание образовательных продуктов: творческих или
исследовательских проектов.
Цель программы: Формирование основ научного мировоззрения и создание условий
для саморазвития и самовоспитания личности, а также обеспечение преемственности
между общим и профессиональным образованием.
Задачи программы:
Обучающие
 раскрыть принципы различных подходов к кодированию различных форм
представления информации;
 показать, на каких идеях основаны различные методы измерения количества
информации;
 вскрыть связь между кодированием и скоростью передачи информации;
 продемонстрировать решение практических пользовательских задач с привлечением
законов алгебры логики;
 выявить подходы к разработке моделей, связанных с деревьями игр (теория игры);
 познакомить с основами разработки программ в различных средах;

развивающие
 формировать и развивать логическое мышление и пространственное воображение в
оптимальные сроки;
 расширять кругозор, развивать память, внимание, творческое воображение,
математическое и образное мышление;

воспитательные
 воспитывать ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности.

Планируемые результаты освоения курса «Избранные вопросы
информатики»
Личностные результаты:
 навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
 владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с
позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной
ответственности за качество окружающей информационной среды;
 организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью
типовых программных средств;
 использование обучающих, тестирующих программы и программы-тренажеры для
повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения.
Метапредметные результаты:
 владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»,
«алгоритм», «исполнитель» и др.
 владение умениями организации собственной учебной деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка
последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при
помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение
результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с
имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия
(обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и
корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание
учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
 опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью
составленных для них алгоритмов (программ);
 владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
 владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы,
графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из
одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления



информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели
объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи
различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства.

Содержание курса «Избранные вопросы информатики» с указанием
форм организации и видов деятельности.
10 класс
Тестовые задания. Правила оформления работы. (1 час)
Формы работы:
занятие-беседа.
Расширение понятий информация и методы ее кодирование (14 часов)
Различные подходы к определению понятия «информация». Количество информации.
Единицы измерения количества информации. Скорость передачи информации и
пропускная способность канала связи. Представление числовой информации. Системы
счисления. Правила перевода чисел в различных системах счисления. Кодирование
текстовой информации. Кодировки ASCI, Unicode. Форматы представления информации в
памяти компьютера. Представление графической, звуковой информации в памяти ПК.
Формы работы:
дискуссия;
смотр знаний,
семинар,
занятие-практикум
Углубление знаний в теории алгоритмизации и программирования. (11 часов)
Алгоритмы, виды алгоритмов, формы их представления. Формальные исполнители
алгоритмов. Программирование алгоритмических конструкций –следование, ветвление,
цикл. Базовые алгоритмы обработки переменных и их использование в задачах. Решение
задач. Базовые алгоритмы обработки одномерных массивов. Решение задач обработки
одномерных массивов. Решение задач обработки массивов разного уровня сложности.
Подпрограммы –назначение, особенности структурного программирования. Функции –
назначение, особенности разработки. Рекурсия. Базовые алгоритмы обработки элементов
матриц. Алгоритмы обработки диагональных элементов квадратных матриц.
Формы работы:
семинар,
собеседование,
занятие-консультация,
занятие-практикум
Применение основ логики в решении задач. (4 часа)
Логические выражения, их анализ и преобразование. Построение таблиц истинности
логических выражений. Системы логических выражений. Логические выражения,
определяющие принадлежность элемента множеству.
Формы работы:
занятие-практикум,
занятие-беседа.

Разработка информационной модели для проектирования реляционных баз
данных.(3 часа)
Представление данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы,
графики и формулы).Реляционные базы данных. Теория игр. Анализ и построение дерева
игры.
Формы работы:
семинар,
занятие-практикум,
занятие моделирования.
Различные файловые системы, реализованные в различных операционных системах
компьютеров. (1 час)
Файловая система. Маски имен файлов. Технологии обработки информации в
электронных таблицах. Электронные таблицы. Принцип адресации. Статистическая
обработка данных.
Формы работы:
семинар,
занятие-практикум,
занятие-беседа.
Решение задач, основанных на сетевых технологиях . (2 часа)
Сеть Интернет, назначение, возможности. Средства поиска информации.
Формы работы:
семинар,
занятие-моделирование,
занятие-беседа.
Зачем нужны структурированные типы данных, такие как записи, множества. Их
назначение и использование в программах. (1 час)
Структурированные типы данных: запись, множество.Эффективное использование
структурированных типов в программах.
Формы работы:
занятие-практикум,
занятие моделирования.

Содержание курса «Избранные вопросы информатики» с указанием
форм организации и видов деятельности.
11 класс
Виды тестовых заданий. Правила выполнения работы. (2 часа)
Формы работы:
занятие-беседа.
Расширение представления о способах кодирования информации. (28 часов)
Различные подходы к определению понятия «информация». Количество информации.
Единицы измерения количества информации. Скорость передачи информации и
пропускная способность канала связи. Представление числовой информации. Системы
счисления. Правила перевода чисел в различных системах счисления. Кодирование
текстовой информации. Кодировки ASCI, Unicode. Форматы представления информации в
памяти компьютера. Представление графической, звуковой информации в памяти ПК.
Формы работы:
дискуссия;
смотр знаний,
семинар,

занятие-практикум
Применение теории алгоритмизации и программирование задач повышенной
сложности. (22 часа)
Алгоритмы, формы их представления. Формальное исполнение алгоритмов. Средства
языка программирования для реализации алгоритмических конструкций –следование,
ветвление, цикл. Базовые алгоритмы обработки переменных и их использование в задачах.
Решение задач обработки переменных. Базовые алгоритмы обработки элементов
одномерных массивов. Решение задач обработки одномерных массивов. Решение задач
обработки массивов разного уровня сложности. Процедуры -назначение, особенности
разработки. Функции –назначение, особенности разработки. Рекурсия. Базовые алгоритмы
обработки элементов двухмерных массивов. Базовые алгоритмы обработки диагональных
элементов квадратных матриц.
Формы работы:
семинар,
собеседование,
занятие-консультация,
занятие-практикум
Тренировка основ логического мышления при решении нестандартных задач. (8
часов)
Логические выражения, их анализ и преобразование .Построение таблиц истинности
логических выражений. Системы логических выражений. Логические выражения,
определяющие принадлежность элемента множеству.
Формы работы:
занятие-практикум,
занятие-беседа.
Различные информационные модели вокруг нас.(6 часов)
Представление данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы,
графики и формулы).Определение выигрышной стратегии. Анализ и построение дерева
игры.
Формы работы:
семинар,
зачёт,
занятие-практикум,
занятие моделирования.
Использование знаний о файловой системе компьютера при решении специального
класса задач. (2 часа)
Файловая система. Маски имен файлов. Технологии обработки информации в
электронных таблицах. Электронные таблицы. Принцип адресации. Статистическая
обработка данных.
Формы работы:
семинар,
занятие-практикум,
занятие-беседа.
Сетевые технологии вокруг нас в повседневной жизни. (4 часа)
Сервисные протоколы сети Интернет, назначение, возможности. Средства эффективного
поиска информации.
Формы работы:
семинар,
собеседование,
занятие моделирования,

занятие-беседа.
Работа со структурированными типами данных. Назначение и использование в
программах записей, множеств. (2 часа)
Структурированные типы данных: запись, множество. Эффективное использование
структурированных типов в программах.
Формы работы:
семинар,
занятие-практикум,
занятие моделирования,

Календарно - тематическое планирование курса
«Избранные вопросы информатики»
10 класс
№

Тема занятия

Кол-во

п/п

часов

1

Тестовые задания. Правила выполнения
экзаменационной работы.

2

Определение понятия «информация». Решение задач. 1
1

3

Различные подходы к измерению количества
информации. Решение задач.

1

4

Передача информации, различные каналы связи.
Решение задач.

1

5

Кодирование числовой информации. Системы
счисления позиционные. Правила перевода чисел в
различных позиционных системах счисления.

1

6

Кодирование текстовой информации. Различные
кодировки. Решение задач.

1

7

Представление информации в памяти компьютера.
Решение задач.

1

1

9

Графическая, звуковая информация в памяти ПК.
Решение задач.
Виды алгоритмов. Решение задач.
Формальные исполнители алгоритмов. Решение
задач.

1

10

1

11

Язык программирования Python. Программирование
следования, ветвления.

12

Операторы циклов

1

13

Алгоритмы обработки переменных

1
1

14

Операция присваивания. Решение задач обработки
переменных.

1

15

Структурированный тип данных - одномерные
массивы. Решение задач обработки одномерных
массивов.

1

16

Подпрограммы - назначение, особенности
разработки. Использование подпрограмм в
программных разработках.

1

17

Рекурсия. Использование функций в программных
разработках.

8

1

Дата

1

18

Обработка матриц. Решение задач обработки
двухмерных массивов.
Алгоритмы работы с диагональными элементами
квадратных матриц. Решение задач.

1

19

1

20

Использование логических выражений, их
преобразование. Решение задач на преобразование
логических выражений.

1

21

Применение таблиц истинности логических
выражений в решении задач.

22

Решение задач с системами логических выражений.

1

Принадлежность элемента множеству. Решение
задач.

1

23

1

24

Разные типы информационных моделей (схемы,
карты, таблицы, графики и формулы) Построение
дерева вариантов

1

25

Решение задач на построение выигрышной
стратегии. Анализ и построение дерева игры.

26

Различные способы решение задач.

1

27

Работа с файлами. Файловая система.

1

Статистические задачи в электронных таблицах.
Принцип относительной и абсолютной адресации.

1

28

1

29

Сеть Интернет, назначение, возможности. Средства
поиска информации.

1

30

Записи, множества. Особенности использования
структурированных типов данных в программах.

31

Эффективность использования записей и множеств в 1
программах. Решение задач.

32

Промежуточное тестирование

1

33

Промежуточное тестирование

1

34

Разбор ошибок промежуточного тестирования

1

ИТОГО: 34

Календарно - тематическое планирование курса
«Избранные вопросы информатики»
11 класс
№

Тема занятия

Кол-во

п/п

часов

1-2

Виды тестовых заданий. Правила оформления
экзаменационной работы.

2

3-4

Различные подходы к определению понятия
«информация». Решение задач.

2

5-6

Количество информации. Единицы измерения
количества информации. Решение задач.

2

7-8

Скорость передачи информации и пропускная
способность канала связи. Решение задач.

2

9-10

Представление числовой информации. Системы
счисления. Правила перевода чисел в различных
системах счисления.

2

11-12

Кодирование текстовой информации. Кодировки
ASCI, Unicode. Решение задач.

2

13-14

Форматы представления информации в памяти
компьютера. Решение задач.

2

15-16

Представление графической, звуковой информации в
памяти ПК. Решение задач.

17-18

Алгоритмы, формы их представления. Решение задач. 2

19-20

Формальное исполнение алгоритмов. Решение задач.

2
2

21-22

Средства языка программирования для реализации
алгоритмических конструкций - следование,
ветвление.

2

23-24

Средства языка программирования для реализации
алгоритмической конструкции - цикл.

2

25-26

Базовые алгоритмы обработки переменных и их
использование в задачах.

2

27-28

Операция присваивания. Решение задач обработки
переменных.

2

29-30

Базовые алгоритмы обработки элементов
одномерных массивов. Решение задач обработки
одномерных массивов.

2

31-32

Процедуры - назначение, особенности разработки.
Использование процедур в программных
разработках.

2

Дата

33-34

Функции - назначение, особенности разработки.
Рекурсия. Использование функций в программных
разработках.

35-36

Базовые алгоритмы обработки элементов двухмерных 2
массивов. Решение задач обработки двухмерных
массивов.
2

37-38

Базовые алгоритмы обработки диагональных
элементов квадратных матриц. Использование
алгоритмов обработки при решении задач.

2

39-40

Логические выражения, их анализ и преобразование.
Решение задач на преобразование логических
выражений.

2

41-42

Построение таблиц истинности логических
выражений.

43-44

Системы логических выражений. Решение задач.

2

45-46

2
Логические выражения, определяющие
принадлежность элемента множеству. Решение задач.
2

47-48

Представление данных в разных типах
информационных моделей (схемы, карты, таблицы,
графики и формулы). Решение задач на построение
дерева вариантов

2

49-50

Определение выигрышной стратегии. Анализ и
построение дерева игры.

51-52

Решение задач.

2

53-54

Файловая система. Маски имен файлов.

2
2

55-56

Электронные таблицы. Принцип адресации.
Статистическая обработка данных.

2

57-58

Сервисные протоколы сети Интернет, назначение,
возможности. Средства эффективного поиска
информации.

2

59-60

Структурированные типы данных: запись,
множество. Особенности использования
структурированных типов данных в программах.

2

61-62

Эффективное использование структурированных
типов в программах. Решение задач.

63-64

Итоговое тестирование

2

65-66

Разбор ошибок промежуточного тестирования

2

ИТОГО:

2

66

Методическое обеспечение программы
1. Исаев Г.Н. Моделирование информационных ресурсов: теория и решение задач:
Учебное пособие. - М.: Альфа-М : ИНФРА - М. 2012 - 224с.
2. Андреева Е, Босова Л., Фалина И. Математические основы информатики.
Элективный курс: Методическое пособие / Е. Андреева. - М.: Бином. Лаборатория знаний,
2012. - 312 c.
Информационные источники
На печатной основе:
1. Ахо А., Ульман Дж. Теория синтаксического анализа, перевода и компиляции. - М.:
Мир, 1978. - Т. 1, 2.
2. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами
приложений на C++. – 2-е изд.- М.: Бином, 2000.
3. Буч Г., Рамбо Дж., Якобсон А. Язык UML. Руководство пользователя. – М.: ДМК,
2000.
4. Воеводин В.В. Математические модели и методы в параллельных процессах. - М.:
Наука, 1986.
5. Гамма Э., Хелм Р., Джонсон Р., Влиссидес Дж. Приемы объектно-ориентированного
проектирования. Паттерны проектирования. - СПб: Питер, 2001.
6. Грабер М. SQL. - M.: Лори, 1999.Таненбаум Э. Архитектура компьютера. – СПб:
Питер, 2006.
7. Даконта М., Саганич А. XML и Java 2. – СПб: Питер, 2001.
8. Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных. - Москва-Санкт-Петербург-Киев: Изд.
дом “Вильямс”, 2005.
9. Исаев Г.Н. Моделирование информационных ресурсов: теория и решение задач:
Учебное пособие. - М.: Альфа-М: ИНФРА - М. 2012 - 224с.
10. Иртегов Д. Введение в операционные системы. – СПб: БХВ-Петербург, 2008.
11. Таненбаум Э. Компьютерные сети. – СПб: Питер, 2007.
12. Таненбаум Э. Современные операционные системы. - СПб: Питер, 2007.
13. Пратт Т. Языки программирования. Разработка и реализация. - М.: Мир, 1979.
14. Роберт С. Мартин. Быстрая разработка программ: принципы, примеры, практика. –
М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.
15. Хоггер К. Введение в логическое программирование. - М.: Мир, 1988.
Интернет-ресурсы:
www.metod-kopilka.ru

– Методическая копилка учителя информатики

http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm – Сайт К.Ю. Полякова


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».