Информатика 11 класс

Приложение
Утверждена
в составе ООП СОО
Приказ № 109 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 407647)
учебного предмета «Информатика» (базовый уровень)
для обучающихся 11 классов

п.Совхозный,2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Информатика и ИКТ» предназначена для обучающихся 11-х классов МАОУ
«Совхозная средняя общеобразовательная школа № 10». Программа составлена на основе
следующих нормативно-правовых актов:
1. ФГОС среднего общего образования (утвержден
образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413);
2. Авторской программы курса

приказом Министерства

«Информатика и ИКТ» Программа для основной

школы 10-11 классы. Автор Л. Л. Босова, Л. Ю. Босова - М.: БИНОМ Лаборатория
знаний, подготовленной в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования.
3. Учебного плана МАОУ «Совхозная СОШ № 10» п. Совхозного Белоярского района
Свердловской области на 2023-2024 учебный год;
4. Локальных актов школы.
В

учебном плане ОУ отведено

70 часов для изучения учебного предмета

«Информатика и ИКТ» на этапе основного общего образования. В 10 -11 классах по 1
часу в неделю. Рабочая программа рассчитана:
10 класс: 1 час в неделю – 35 часов в год;
11 класс: 1 час в неделю – 35 часов в год;
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 10 - 11 класса
ориентирована на использование учебника по информатике и ИКТ, разработанного
авторским коллективом Л. Л. Босовой, Л. Ю. Босовой, БИНОМ Лаборатория знаний, 2019
г. Данные учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию на 2023-2024 учебный год».
Уровень обучения – базовый.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
11 КЛАСС
Теоретические основы информатики
Теоретические подходы к оценке количества информации. Закон
аддитивности информации. Формула Хартли. Информация и вероятность.
Формула Шеннона.
Алгоритмы сжатия данных. Алгоритм RLE. Алгоритм Хаффмана.
Алгоритм LZW. Алгоритмы сжатия данных с потерями. Уменьшение
глубины кодирования цвета. Основные идеи алгоритмов сжатия JPEG, MP3.
Скорость передачи данных. Зависимость времени передачи от
информационного объёма данных и характеристик канала связи. Причины
возникновения ошибок при передаче данных. Коды, позволяющие
обнаруживать и исправлять ошибки, возникающие при передаче данных.
Расстояние Хэмминга. Кодирование с повторением битов. Коды Хэмминга.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Системный
эффект. Управление как информационный процесс. Обратная связь.
Модели и моделирование. Цель моделирования. Соответствие модели
моделируемому объекту или процессу, цели моделирования. Формализация
прикладных задач.
Представление результатов моделирования в виде, удобном для
восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы,
графики).
Графы. Основные понятия. Виды графов. Описание графов с помощью
матриц смежности, весовых матриц, списков смежности. Решение
алгоритмических задач, связанных с анализом графов (построение
оптимального пути между вершинами графа, определение количества
различных путей между вершинами ориентированного ациклического
графа).
Деревья. Бинарное дерево. Деревья поиска. Способы обхода дерева.
Представление арифметических выражений в виде дерева. Дискретные игры
двух игроков с полной информацией. Построение дерева перебора вариантов,
описание стратегии игры в табличной форме. Выигрышные и проигрышные
позиции. Выигрышные стратегии.
Средства искусственного интеллекта. Сервисы машинного перевода и
распознавания устной речи. Когнитивные сервисы. Идентификация и поиск
изображений,
распознавание
лиц.
Самообучающиеся
системы.
Искусственный интеллект в компьютерных играх. Использование методов
искусственного интеллекта в обучающих системах. Использование методов

искусственного интеллекта в робототехнике. Интернет вещей. Перспективы
развития компьютерных интеллектуальных систем. Нейронные сети.
Алгоритмы и программирование
Формализация
понятия
алгоритма.
Машина
Тьюринга
как
универсальная модель вычислений. Тезис Чёрча–Тьюринга.
Оценка сложности вычислений. Время работы и объём используемой
памяти, их зависимость от размера исходных данных. Оценка
асимптотической сложности алгоритмов. Алгоритмы полиномиальной
сложности. Переборные алгоритмы. Примеры различных алгоритмов
решения одной задачи, которые имеют различную сложность.
Поиск простых чисел в заданном диапазоне с помощью алгоритма
«решето Эратосфена».
Многоразрядные целые числа, задачи длинной арифметики.
Словари (ассоциативные массивы, отображения). Хэш-таблицы.
Построение алфавитно-частотного словаря для заданного текста.
Стеки. Анализ правильности скобочного выражения. Вычисление
арифметического выражения, записанного в постфиксной форме.
Очереди. Использование очереди для временного хранения данных.
Алгоритмы на графах. Построение минимального остовного дерева
взвешенного связного неориентированного графа. Количество различных
путей между вершинами ориентированного ациклического графа. Алгоритм
Дейкстры.
Деревья. Реализация дерева с помощью ссылочных структур. Двоичные
(бинарные) деревья. Построение дерева для заданного арифметического
выражения. Рекурсивные алгоритмы обхода дерева. Использование стека и
очереди для обхода дерева.
Динамическое программирование как метод решения задач с
сохранением промежуточных результатов. Задачи, решаемые с помощью
динамического программирования: вычисление рекурсивных функций,
подсчёт количества вариантов, задачи оптимизации.
Понятие об объектно-ориентированном программировании. Объекты и
классы. Свойства и методы объектов. Объектно-ориентированный анализ.
Разработка программ на основе объектно-ориентированного подхода.
Инкапсуляция, наследование, полиморфизм.
Среды быстрой разработки программ. Проектирование интерфейса
пользователя. Использование готовых управляемых элементов для
построения интерфейса.
Обзор
языков
программирования.
Понятие
о
парадигмах
программирования.

Информационные технологии
Этапы компьютерно-математического моделирования: постановка
задачи, разработка модели, тестирование модели, компьютерный
эксперимент, анализ результатов моделирования.
Дискретизация при математическом моделировании непрерывных
процессов. Моделирование движения. Моделирование биологических
систем. Математические модели в экономике. Вычислительные
эксперименты с моделями.
Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов.
Оценка числовых параметров моделируемых объектов и процессов.
Восстановление зависимостей по результатам эксперимента.
Вероятностные модели. Методы Монте-Карло. Имитационное
моделирование. Системы массового обслуживания.
Табличные (реляционные) базы данных. Таблица – представление
сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключ таблицы. Работа с
готовой базой данных. Заполнение базы данных. Поиск, сортировка и
фильтрация данных. Запросы на выборку данных. Запросы с параметрами.
Вычисляемые поля в запросах.
Многотабличные базы данных. Типы связей между таблицами.
Внешний ключ. Целостность базы данных. Запросы к многотабличным базам
данных.
Интернет-приложения. Понятие о серверной и клиентской частях сайта.
Технология «клиент – сервер», её достоинства и недостатки. Основы языка
HTML и каскадных таблиц стилей (CSS). Сценарии на языке JavaScript.
Формы на веб-странице.
Размещение веб-сайтов. Услуга хостинга. Загрузка файлов на сайт.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и других
устройств). Графический редактор. Разрешение. Кадрирование. Исправление
перспективы. Гистограмма. Коррекция уровней, коррекция цвета.
Обесцвечивание цветных изображений. Ретушь. Работа с областями.
Фильтры.
Многослойные изображения. Текстовые слои. Маска слоя. Каналы.
Сохранение выделенной области. Подготовка иллюстраций для веб-сайтов.
Анимированные изображения.
Векторная графика. Примитивы. Изменение порядка элементов.
Выравнивание, распределение. Группировка. Кривые. Форматы векторных
рисунков. Использование контуров. Векторизация растровых изображений.

Принципы построения и редактирования трёхмерных моделей.
Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения.
Камеры. Аддитивные технологии (3D-принтеры). Понятие о виртуальной
реальности и дополненной реальности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИНФОРМАТИКЕ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации средствами учебного предмета основных направлений
воспитательной деятельности.
В результате изучения информатики на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона
и
правопорядка,
соблюдение
основополагающих
норм
информационного права и информационной безопасности;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам в виртуальном пространстве;
2) патриотического воспитания:
ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России
в науке, искусстве, технологиях, понимание значения информатики как
науки в жизни современного общества;
3) духовно-нравственного воспитания:
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в
сети Интернет;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и
технического творчества;
способность воспринимать различные виды искусства, в том числе
основанного на использовании информационных технологий;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, в том числе за счёт
соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных
и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;

интерес к сферам профессиональной деятельности, связанным с
информатикой, программированием и информационными технологиями,
основанными на достижениях науки информатики и научно-технического
прогресса, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей информационнокоммуникационных технологий;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки, достижениям научно-технического прогресса и
общественной практики, за счёт понимания роли информационных ресурсов,
информационных процессов и информационных технологий в условиях
цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения программы
по информатике у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения информатики на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы метапредметные
результаты, отраженные в универсальных учебных действиях, а именно –
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения,
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации,
информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия,
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
1) самоорганизация:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности.
3) принятия себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе изучения курса информатики углублённого уровня в 10
классе обучающимися будут достигнуты следующие предметные
результаты:
владение представлениями о роли информации и связанных с ней
процессов в природе, технике и обществе, понятиями «информация»,
«информационный
процесс»,
«система»,
«компоненты
системы»,
«системный эффект», «информационная система», «система управления»;
владение методами поиска информации в сети Интернет, умение
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет;
умение характеризовать большие данные, приводить примеры
источников их получения и направления использования, умение
классифицировать основные задачи анализа данных (прогнозирование,
классификация,
кластеризация,
анализ
отклонений),
понимать

последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данных,
очистка и оценка качества данных, выбор и/или построение модели,
преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов;
понимание основных принципов устройства и функционирования
современных стационарных и мобильных компьютеров, тенденций развития
компьютерных технологий;
владение навыками работы с операционными системами, основными
видами программного обеспечения для решения учебных задач по
выбранной специализации;
наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в современном
мире, о базовых принципах организации и функционирования компьютерных
сетей, об общих принципах разработки и функционирования интернетприложений;
понимание угроз информационной безопасности, использование
методов и средств противодействия этим угрозам, соблюдение мер
безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных
данных, соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе
с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения, понимание
правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и
работы в сети Интернет;
понимание основных принципов дискретизации различных видов
информации, умение определять информационный объём текстовых,
графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации,
умение определять среднюю скорость передачи данных, оценивать
изменение времени передачи при изменении информационного объёма
данных и характеристик канала связи;
умение использовать при решении задач свойства позиционной записи
чисел, алгоритма построения записи числа в позиционной системе счисления
с заданным основанием и построения числа по строке, содержащей запись
этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием,
умение выполнять арифметические операции в позиционных системах
счисления;
умение выполнять преобразования логических выражений, используя
законы алгебры логики, умение строить логическое выражение в
дизъюнктивной и конъюнктивной нормальных формах по заданной таблице
истинности, исследовать область истинности высказывания, содержащего
переменные, решать несложные логические уравнения и системы уравнений;
понимание базовых алгоритмов обработки числовой и текстовой
информации (запись чисел в позиционной системе счисления, нахождение
всех простых чисел в заданном диапазоне, обработка многоразрядных целых
чисел, анализ символьных строк и других), алгоритмов поиска и сортировки,
умение определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов
(суммирование элементов массива, сортировка массива, переборные
алгоритмы, двоичный поиск) и приводить примеры нескольких алгоритмов
разной сложности для решения одной задачи;

владение универсальным языком программирования высокого уровня
(Python, Java, C++, C#), представлениями о базовых типах данных и
структурах данных, умение использовать основные управляющие
конструкции, умение осуществлять анализ предложенной программы:
определять результаты работы программы при заданных исходных данных,
определять, при каких исходных данных возможно получение указанных
результатов, выявлять данные, которые могут привести к ошибке в работе
программы, формулировать предложения по улучшению программного кода;
умение создавать структурированные текстовые документы и
демонстрационные материалы с использованием возможностей современных
программных средств и облачных сервисов;
умение использовать электронные таблицы для анализа, представления
и
обработки
данных
(включая
вычисление
суммы,
среднего
арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение
уравнений, выбор оптимального решения, подбор линии тренда, решение
задач прогнозирования).
В процессе изучения курса информатики углублённого уровня в 11
классе обучающимися будут достигнуты следующие предметные
результаты:
умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное
декодирование сообщений (префиксные коды), использовать простейшие
коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче
данных, строить код, обеспечивающий наименьшую возможную среднюю
длину сообщения при известной частоте символов, пояснять принципы
работы простых алгоритмов сжатия данных;
умение решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов
(задачи построения оптимального пути между вершинами графа,
определения
количества
различных
путей
между
вершинами
ориентированного ациклического графа), умение использовать деревья при
анализе и построении кодов и для представления арифметических
выражений, при решении задач поиска и сортировки, умение строить дерево
игры по заданному алгоритму, разрабатывать и обосновывать выигрышную
стратегию игры;
умение разрабатывать и реализовывать в виде программ базовые
алгоритмы, умение использовать в программах данные различных типов с
учётом ограничений на диапазон их возможных значений, применять при
решении задач структуры данных (списки, словари, стеки, очереди, деревья),
использовать базовые операции со структурами данных, применять
стандартные и собственные подпрограммы для обработки числовых данных
и символьных строк, использовать при разработке программ библиотеки
подпрограмм, знать функциональные возможности инструментальных
средств среды разработки, умение использовать средства отладки программ в
среде программирования, умение документировать программы;
умение создавать веб-страницы;

владение основными сведениями о базах данных, их структуре,
средствах создания и работы с ними, умение использовать табличные
(реляционные) базы данных (составлять запросы в базах данных, выполнять
сортировку и поиск записей в базе данных, наполнять разработанную базу
данных) и справочные системы;
умение использовать компьютерно-математические модели для анализа
объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять
анализ результатов, полученных в ходе моделирования, оценивать
соответствие модели моделируемому объекту или процессу, представлять
результаты моделирования в наглядном виде;
умение организовывать личное информационное пространство с
использованием различных средств цифровых технологий, понимание
возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых
образовательных сервисов;
понимание основных принципов работы, возможностей и ограничения
применения технологий искусственного интеллекта в различных областях,
наличие представлений о круге решаемых задач машинного обучения
(распознавания, классификации и прогнозирования) наличие представлений
об
использовании
информационных
технологий
в
различных
профессиональных сферах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЗВАНИЕ
НАЗВАНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКОГО
ТЕМЫ
БЛОКА В
СООТВЕТСТВИИ
С ПОО СОО
Тема 1. Информация и
Введение.
информационные
Информация и
процессы
информационные
(6 часов)
процессы

Использование
программных
систем и сервисов

Тема 2. Компьютер и
его программное
обеспечение.
(5 часов)
Тема 3. Современные
технологии создания и
обработки
информационных
объектов
(5 часов)
Тема 4. Обработка
информации в
электронных таблицах
(6 часов)

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр.
Обсуждение вопросов и заданий к теме.
Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий.
Тестирование.
Практическая деятельность:
Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при
вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных
ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).
Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам
Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр.
Обсуждение вопросов и заданий к теме.
Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий.
Тестирование.
Практическая деятельность:
Знакомство с системой управления базами данных.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Работа с графическим
интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами,
архиваторами и антивирусными программами. Использование паролирования и архивирования
для обеспечения защиты информации.
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида. Создание,
редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание
мультимедийной презентации. Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью
электронных таблиц. Использование средств деловой графики для наглядного представления
данных
Знакомство с системой управления базами данных. Создание структуры табличной базы данных.
Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы
управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы
управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении

Математические
основы
информатики

Тема 5. Представление
информации в
компьютере
(9 часов)
Тема 6. Элементы
теории множеств и
алгебры логики
(8 часов)

Алгоритмы и
элементы
программирования

Тема 7. Алгоритмы и
элементы
программирования
(9 часов)
Тема 8.
Информационное
моделирование
(8 часов)

учебных и практических задач.
Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных.
Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на
поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование
баз данных при решении учебных и практических задач
Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр.
Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и выполнение
практических заданий.
Тестирование.
Практическая деятельность:
Решение задач и выполнение заданий на кодирование тестовой, графической и звуковой
информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы
счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и
вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.
Выполнение эквивалентных преобразований логических выражений; построение логического
выражения по заданной таблице истинности. Решение простейших логических уравнений.
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения
оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения
количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при
описании объектов и процессов окружающего мира
Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр.
Обсуждение вопросов и заданий к теме.
Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий.
Тестирование.
Практическая деятельность:
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач:
– нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без
использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной
числовой последовательности (или массива);
– анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
– решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка
числа на простоту и т. д.);
– работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента,
вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном
порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива
некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего)

значения и др.
Постановка задачи сортировки. Исследование математических моделей.
Исследование геоинформационных моделей.
Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и
обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой
формального исполнителя с помощью алгоритма
Тема 9. Сетевые
Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр.
Информационно
Обсуждение вопросов и заданий к теме.
коммуникационные информационные
технологии
Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий.
технологии. Работа
(5 часов)
Тестирование.
в информационном
Практическая деятельность:
пространстве
Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера.
Тема 10. Основы
Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по
социальной
ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-страницы на заданную тему.
информатики
Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему
(3 часа)
в основных хранилищах информации
Резерв учебного времени в 10–11классах: 6 часов.
ИТОГО 70 часов

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНФОРМАТИКА И ИКТ 11 КЛАСС
№
урока

Характеристика основных видов деятельности
Предметные компетенции
Метапередметные и личностные УУД

Тема урока

Обработка информации в электронных таблицах
1

Табличный процессор. Основные
сведения

2

Редактирование и форматирование в
табличном процессоре

3

Встроенные функции и их
использование

4

Логические функции

5

Инструменты анализа данных

Знать и и выполнять
требования ТБ при работе со
средствами ИКТ в
компьютерном классе.
Использовать электронные
таблицы для выполнения
учебных заданий из
различных предметных
областей;
– представлять результаты
математического моделирования в наглядном виде,
готовить полученные данные
для публикации.
использовать средства ИКТ
для статистической обработки
результатов экспериментов;
использовать средства ИКТ
для обработки результатов
экспериментов;

анализировать
готовые
модели на предмет
соответствия реальному
объекту или процессу.

Организация рабочего места; выполнение
правил гигиены труда; развитие компетенций
сотрудничества со сверстниками
сопоставлять полученный результат
деятельности с поставленной заранее целью.

Умение осмысленно учить материал, выделяя
в нем главное ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
сопоставлять
полученный
результат
деятельности с поставленной заранее
целью, развитие компетенций
выбирать путь достижения
цели,
ориентация
обучающихся на реализацию
позитивных жизненных
перспектив,
инициативность, креативность, готовность и
способность
к личностному
самоопределению, способность ставить
цели и строить жизненные планы;
ориентация обучающихся на реализацию
позитивных жизненных
перспектив,
инициативность, креативность, готовность и
способность
к личностному
самоопределению, способность ставить
цели и строить жизненные планы;

Дата проведения
план
факт

6 часов

6

Обобщение и систематизация изученного
материала по теме «Обработка
информации в электронных таблицах»

разрабатывать и использовать
компьютерно -математические
модели; анализировать
готовые модели на предмет
соответствия реальному
объекту или процессу.

сопоставлять
полученный
результат
деятельности с поставленной заранее
целью. готовность
и способность к
образованию, в том числе самообразованию

Алгоритмы и элементы программирования
7

Основные сведения об алгоритмах

8

Алгоритмические структуры

9

Запись алгоритмов на языке
программирования Паскаль

10

Анализ программ с помощью
трассировочных таблиц

– определять результат
выполнения алгоритма при
заданных исходных данных;
– узнавать изученные
алгоритмы обработки чисел
и числовых
последовательностей;
создавать на их основе
несложные программы
анализа данных;
– читать и понимать
несложные программы,
написанные на выбранном
для изучения универсальном
алгоритмическом языке
высокого уровня;
– создавать на алгоритмическом языке программы
для решения типовых
задач базового уровня из
различных предметных
областей с использованием
основных алгоритмических
конструкций;
применять навыки и опыт
разработки программ в
выбранной среде программирования,
включая тестирование и отладку программ;

готовность обучающихся
к трудовой
профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных
проблем

выбирать путь достижения цели, планировать
решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;

выбирать путь достижения цели, планировать
решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;

самостоятельно определять цели, задавать
параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;

9 часов

11

Функциональный подход к анализу
программ

12

Структурированные типы данных.
Массивы

13

Структурное программирование

14

Рекурсивные алгоритмы

15

Обобщение и систематизация изученного
материала по теме «Алгоритмы и
элементы программирования»

применять навыки и опыт
разработки программ в
выбранной среде программирования,
включая тестирование и отладку программ;
понимать и использовать
основные понятия,
связанные со сложностью
вычислений (время работы,
размер используемой памяти).
использовать
основные
управляющие конструкции
последовательного
программирования
использовать
основные
управляющие конструкции
последовательного
программирования
– использовать знания о
постановках задач поиска
и сортировки, их роли при
решении задач анализа
данных;
– узнавать изученные
алгоритмы обработки чисел
и числовых
последовательностей;

готовность обучающихся к конструктивному
участию в принятии решений

развитие компетенций сотрудничества со
сверстниками, взрослыми в образовательной
учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
сопоставлять
деятельности
целью.

полученный
результат
с поставленной заранее

оценивать
возможные последствия
достижения
поставленной цели в
деятельности
выбирать
путь достижения
цели,
планировать
решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные
затраты.

Информационное моделирование
16

Модели и моделирование

использовать компьютерноматематические модели для
анализа соответствующих
объектов и процессов

ставить и формулировать собственные задачи
в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;

8 часов

17

Моделирование на графах

находить оптимальный путь
во взвешенном графе; использовать знания о графах,
деревьях и списках при описании реальных объектов и
процессов;
интерпретировать
результаты, получаемые в
ходе моделирования
реальных процессов;

18

Знакомство с теорией игр

19

База данных как модель предметной
области

применять базы данных и
справочные системы при
решении задач возникающих
в ходе учебной деятельности

20

Реляционные базы данных

использовать табличные
(реляционные) базы данных

21

Системы управления базами данных

описывать базы данных и
средства доступа к ним;

22

Проектирование и разработка базы
данных

описывать базы данных и
средства доступа к ним;
наполнять базу данных.
создавать учебные
многотабличные базы данных.

оценивать ресурсы, в том числе время и
другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной
цели
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих
людей, основываясь на соображениях
этики и морали
готовность обучающихся к конструктивному
участию в принятии решений, оценивать
ресурсы, в том числе время и другие
нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели
готовность обучающихся к конструктивному
участию в принятии решений, оценивать
ресурсы, выбирать путь достижения
цели,
планировать
решение поставленных задач
организовывать эффективный поиск
ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели; сопоставлять
полученный
результат деятельности с
поставленной заранее целью.
организовывать эффективный поиск
ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели; сопоставлять
полученный
результат деятельности с
поставленной заранее целью.

23

Обобщение и систематизация изученного составлять запросы в базах
материала по теме «Информационное
данных (в том числе,
моделирование»
вычисляемые запросы),
выполнять сортировку и поиск
записей в БД;

оценивать
возможные
последствия
достижения
поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни
окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;

Сетевые информационные технологии
24

Основы построения компьютерных
сетей

25

Как устроен Интернет

26

Службы Интернета

27

Интернет как глобальная
информационная система

28

Обобщение и систематизация изученного создавать веб-страницы,
материала по теме «Сетевые
содержащие списки, рисунки,
информационные технологии»
гиперссылки, таблицы,
формы; организовывать
личное информационное
пространство

5 часов

использовать компьютерные
сети и определять их роли
в современном мире;
узнать базовые принципы
организации и функционирования компьютерных
сетей, нормы информационной
этики и права;
понимать общие принципы
разработки и функционирования интернетприложений;

самостоятельно определять цели, задавать
параметры и критерии,
по которым
можно определить, что цель достигнута;

– анализировать
доменные
имена компьютеров и
адреса документов в
Интернете;
– критически оценивать
информацию, полученную
из сети Интернет.

организовывать эффективный поиск
ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;

российская идентичность, способность к
осознанию Российской идентичности
в
поликультурном
социуме, чувство
причастности к историко-культурной
общности Российского народа и судьбе России

выбирать путь достижения цели, планировать
решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
сопоставлять
деятельности
целью.

полученный
результат
с поставленной заранее

Основы социальной информатики
29

30

31

32

Информационное общество

использовать принципы
обеспечения информационной безопасности, способы
и средства обеспечения
надежного функционирования средств ИКТ.
Информационное право
узнать базовые принципы
организации и функционирования компьютерных
сетей, нормы информационной
этики и права;
Информационная безопасность
использовать принципы
обеспечения информационной
безопасности,
способы и средства
обеспечения надежного
функционирования средств
ИКТ.
Обобщение и систематизация изученного – понимать общие
материала по теме «Основы социальной
принципы разработки и
информатики»
функционирования интернетприложений;
– создавать веб-страницы,
организовывать
личное
информационное
пространство;
– критически оценивать
информацию, полученную
из сети Интернет.

Итоговое повторение
33
34
35

Основные идеи и понятия курса
Итоговая контрольная работа
Итоговое повторение

4 часа

ставить и формулировать собственные задачи
в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях

оценивать
возможные последствия
достижения
поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни
окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
уважение ко всем формам собственности,
готовность к своей собственности,

осознанный выбор будущей профессии как
путь и способ реализации собственных
жизненных планов;

3 часа

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ
Класс/Программа

Перечень используемых оценочных
средств (оценочных материалов), КИМы

10 класс/«Информатика и ИКТ»
Программа для основной школы 10-11
классы. Автор Л. Л. Босова, Л. Ю. Босова

- Информатика. 10 класс: самостоятельные и
контрольные работы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
- открытый банк заданий ЕГЭ по информатике
https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

11 класс/«Информатика и ИКТ»
Программа для основной школы 10-11
классы. Автор Л. Л. Босова, Л. Ю. Босова

- Информатика. 11 класс: самостоятельные и
контрольные работы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
- открытый банк заданий ЕГЭ по информатике
https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

Перечень используемых методических
материалов
- Информатика. 10 класс. Базовый уровень: учебник
Автор(ы): Босова Л. Л. / Босова А. Ю.
- Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень:
методическое пособие
Автор(ы): Босова Л. Л. / Босова А. Ю.
- Информатика. 10-11 классы. Компьютерный
практикум
Автор(ы): Босова Л. Л.
- Информатика. 11 класс. Базовый уровень: учебник
Автор(ы): Босова Л. Л. / Босова А. Ю.
- Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень:
методическое пособие
Автор(ы): Босова Л. Л. / Босова А. Ю.
- Информатика. 10-11 классы. Компьютерный
практикум
Автор(ы): Босова Л. Л.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».