Территория добра

Приложение
Утверждена
в составе ООП ООО
Приказ № 108 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Территория добра»
Направление – социально-гуманитарное
Срок реализации программы – 1 год
возраст – 11-13 лет

Разработал:
Гайфулина Гульфия Ильдусовна

п. Совхозный
2023

Раздел 1. Пояснительная записка
Программа составлена на основании следующих нормативно –
правовых документов:
Программа разработана в соответствии:

Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Концепции развития дополнительного образования детей
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726);

Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным программам (утвержден Приказом
Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196).

Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (Включая разноуровневые
программы): приложение к письму Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242),

СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей»
(утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28);

Требования к дополнительным общеобразовательным программам
для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области (утверждено
директором ГАНОУ СО «Дворец молодежи», 2020 г.);

Устав МАОУ «Совхозная СОШ №10»

Положение о дополнительной образовательной общеразвивающей
программе МАОУ «Совхозная СОШ №10»
1.1. Рабочая программа «Волонтерский отряд «Территория добра»» имеет
социально-гуманитарную направленность, знакомит детей школьного
возраста с добровольческим движением.
1.2. Уровень программы - базовый.
1.3. Актуальность программы заключается в том, на сегодняшнее время в
стране остро стоит проблема создания волонтерского движения в
образовательных организациях, как очень мощного общественного движения. В
Концепции модернизации российской системы образования и Концепции
развития дополнительного
образования детей на период до 2020 года
определены важность и значимость системы дополнительного образования,
способствующей развитию добровольчества среди молодого поколения,
являясь важным способом получения новых знаний, развития навыков
общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной
гражданской позиции.
2

В настоящее время в России волонтёрство рассматривается как
стратегический
ресурс
государственно-общественного
развития.
В
современном мире огромное количество людей всех возрастов, которые
знакомятся с волонтерским движением, становятся носителями идеи
добровольчества.
Поэтому
изучение
воспитательных
возможностей
волонтерского движения приобретает особую актуальность.
Педагогической целесообразностью является то, что данная программа
призвана сформировать в участниках добровольческого объединения лидеров,
умелых организаторов разнообразных и интересных дел, способных вести за
собой своих сверстников.
Содержание проектов, входящих в программу, способствует
формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на
принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда
причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
Новизна данной программы заключается в том, что обучающиеся будут
не
только
самостоятельно
принимать
участие
в
мероприятиях,
запланированных детским объединением, но и привлекать других ребят,
сотрудничать с ними.
Отличительной особенностью является то, что процесс воспитания
активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия
взрослых и детей.
1.4. Цель программы:
- создание условий для формирования активной жизненной позиции и
получения опыта общественно-полезной и творческой деятельности через
вовлечение младших школьников в волонтерскую (добровольческую)
деятельность.
1.5. Задачи программы
Обучающие:
•
познакомить с понятием "волонтёр", "волонтёрство",
•
дать основы знаний о принципах, лежащих в основе волонтерской
деятельности.
•
выявить основные необходимые характеристики и умения человека,
идущего в волонтёрскую деятельность;
•
познакомить с технологией проведения социальной акции и
социально значимых дел.
•
обучать методикам проведения досуговых мероприятий, приёмам и
методам работы с людьми разных социальных категорий.
•
знакомство с деятельностью волонтерского движения в школе;
Развивающие:
•
развивать коммуникативные навыки, умения работать в команде,
творческие навыки, формировать позитивное мышление.
•
способствовать развитию умений и навыков продуктивно работать
в команде.
3

•
развивать коммуникативные навыки, лидерские качества,
организаторские способности.
•
распространение идей и принципов социального служения
обществу, среди учащихся младших классов;
•
привлечение младших школьников к решению социально-значимых
проблем, получение необходимого опыта и навыка для реализации
собственных идей и проектов;
•
информирование младших школьников о потенциальных
возможностях своего развития;
Воспитательные:
•
познакомить участников группы между собой, работать над
сплочением коллектива,
•
воспитать толерантные качества личности, милосердие, доброту,
отзывчивость
•
сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
•
замещение асоциального поведения социальным; гуманистическое
и патриотическое воспитание.
•
формирование
позитивных
установок
учащихся
на
добровольческую деятельность.
Программа детского объединения преследует основную идею —
воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова
жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к
человеку.
1.6. Учащиеся, для которых программа актуальна.
Программа адресована учащимся младшего школьного возраста от 11 до
13 лет. Ее участником может стать любой обучающийся, пожелавший
заниматься волонтерской деятельностью.
Оптимальная наполняемость группы – до 20 человек. Добор в группы в
течение учебного года может проводиться на основе интереса к волонтёрскому
движению у ребёнка.
Курс обучения рассчитан на 34 часа в год.
1.7 Формы проведения занятий
Весь учебный материал распределён в соответствии с возрастным
принципом и рассчитан на последовательное и постепенное расширение
теоретических знаний, практических умений и навыков. Задания направлены на
освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их
практической реализации. Практические задания составляются и подбираются с
учётом возрастных особенностей и индивидуальных особенностей детей.
Формы организации учебной работы: индивидуальная; работа по
подгруппам, групповая; коллективная.
Ведущей формой обучения являются комбинированные учебные занятия,
при проведении которых используются следующие методы и формы:
Методы:
4

•
Словесные
•
Практические
•
Наглядные
Для реализации поставленных целей и задач программы используются
следующие формы проведения занятий: беседы, размышления; свободные
дискуссии, деловые игры, тренинги; обучающие, интерактивные, ролевые и
деловые игры; дискуссии; экскурсии; концерты; творческие мастерские и
мастер-классы; акции; практические и самостоятельные работы; анкетирование
(тесты, опросы и т.д.), игровые программы, праздники, соревнования,
творческие мастерские, праздники; защита проектов, конкурсы; встречи с
интересными людьми, «трудовой десант», практикум, флешмобы.
1.8. Срок реализации программы
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого педагогических, физических особенностей обучающихся 11 - 13 лет,
увлекающихся социально значимой деятельностью.
Главным для педагога на начальном этапе реализации программы
является формирование добровольческого объединения, комплектование
группы, диагностика личности каждого участника, расстановка приоритетов
деятельности каждого члена добровольческого объединения, распределение
социальных ролей внутри объединения, первичное планирование деятельности
во взаимодействии, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от
общения друг с другом.
Успех реализации программы дополнительного образования зависит от
позитивного отношения и поддержки детскому волонтерскому движению со
стороны администрации учреждения, педагогического и родительского
коллектива, старших добровольцев, государственных и общественных
организаций различного уровня.
1.9. Планируемые результаты:
В процессе реализации программы формируются следующие УУД
учащихся младших классов:
Возраст Личностные
УУД
Ценить
и
11-12
принимать
лет
следующие
базовые ценности:
«добро»,
«зло»,
«терпение»,
«семья»,
«Родина»,
«настоящий
друг»,
«юный
волонтер».

Регулятивные
УУД
Участвовать
в
социальнозначимых
акциях
и
проектах
под
руководством
руководителя.
Определять цель
и планировать
свою
деятельность

Познавательные
УУД
Знать: права и
обязанности
волонтеров;
основные
формы
работы волонтеров;
историю
волонтерского
движения
во
Дворце и городе;
права
и
обязанности

Коммуникативн
ые УУД
Слушать
и
понимать
речь
других.
Работать в паре.
Сотрудничать в
совместном
решении
проблемы.

5

12-13
лет

Уважение к своей под
семье, любовь к руководством
родителям
руководителя.
Оценивание
своей работы.
Ценить
и Самостоятельно
принимать
участвовать
в
следующие
социальнобазовые ценности: значимых
«справедливость», акциях
и
«желание
проектах.
понимать
друг Самостоятельно
друга», «понимать определять цель
позицию
и планировать
другого»,
свою
«коллектив»,
деятельность.
принимать
Самостоятельно
общечеловеческие определять
ценности.
критерии своей
деятельности.

волонтеров.

Знать:
понятие,
виды,
алгоритм
проведения
социальной акции,
конкурсно-игровой
программы,
коллективно
творческого дела;
основные
направления
деятельности
волонтерских
отрядов,
основные
формы
работы волонтеров,
план
написания
проектов
и
их
защита.
Вести
дневник
«Юного
волонтера».

Отстаивать свою
точку
зрения,
соблюдая правила
личного этикета.
Понимать точку
зрения другого.

Перспективы реализации программы:
Удачное воплощение программы предполагает:
Повышение интеллектуальных, практических, физических и социальных
навыков.
Разработку собственной
методики
развития добровольческого
движения.
Привлечение педагогов к добровольческой деятельности.
Заинтересованность учеников младшего школьного возраста в сфере
добровольчества.
Подготовку будущих активистов и волонтеров к общественной
деятельности на базе ЗДТДиМ.
Проектирование планируемых результатов
Результаты освоения программы включают:
Личностные результаты:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

развитие самостоятельности, личной ответственности за свои
поступки;

мотивация детей к познанию, творчеству, труду;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
6

отношения к другому человеку;

формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе разных видов деятельности.
Метапредметные результаты:

формирование умения самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности;

формирование умения самостоятельно планировать пути
достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности;

овладение различными способами поиска информации в
соответствии с поставленными задачами;

готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения;
Компетентностная модель:
Будут сформированы следующие компетенции:

ценностно-смысловая компетенция (умение принимать решения,
ставить цель и определять направление своих действий и поступков)

общекультурная компетенция (принимать и понимать точку зрения
другого человека)

учебно-познавательная компетенция (самостоятельно находить
материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и
анализировать, делать выводы)

информационная компетенция (осваивать современные средства
информации и информационные технологии)

коммуникативная компетенция (умение представлять себя и свою
работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать
вопросы);

выполнять работу над исследованием, учиться быть личностью,
осознавать необходимость и значимость труда, который выполняешь - это и
социально-трудовая
компетенция,
и
компетенция
личностного
самосовершенствования.

7

Раздел 2. Формы аттестации и оценочные материалы.
2.1. Формы контроля.
Контролем результативности реализации программы «Волонтёрское
движение» является проведение мониторинга входящего, промежуточного и
итогового, позволяющего контролировать степень усвоения материала.
В качестве основных методов диагностики достижений, обучающихся
выступают наблюдение, контрольный опрос (устный или письменный),
собеседование (индивидуальное или групповое), тестирование, анкетирование,
самостоятельная практическая работа.
2.2. Формы подведения итогов реализации программы

творческие отчеты, фотовыставки о проделанной работе за год и их
презентация;

мероприятия, КТД, соревнования, конкурсы, акции, конференции,
выступление агитбригады;

изготовление буклетов, листовок, выпуск стенгазеты;

реализация проектов;

видеоролики;

статьи и фотоматериалы на сайте учреждения;

публикации в СМИ о результатах работы;

портфолио, обучающихся объединения;

карты оценки результатов освоения программы;

награждение благодарственными письмами самых активных
волонтёров.
Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся

Активность участия.

Умение планировать работу волонтёров.

Самостоятельность
Уровень
1 уровень
Приобретение
школьником
социальных
знаний

Уровни результатов
Особенности
Действия педагога
возрастной
категории
Восприимчивость к
Педагог должен поддержать
новому социальному стремление учащихся к новому
знанию, стремление социальному знанию, создать условия
понять окружающую для самого воспитанника в
реальность
формировании его личности,
включение его в деятельность по
самовоспитанию (самоизменению)

(самоизменению)
8

2 уровень

Потребность в
выражении своего
Получение
отношения к
школьником
происходящему,
опыта переживания потребность в
и позитивного
оказании помощи
отношения к
тем, кто в ней
базовым
нуждается
ценностям
общества

3 уровень
Получение
школьником
опыта
самостоятельного
общественного
действия

Потребность в
самореализации, в
общественном
признании, в желании
проявить и
реализовать свои
потенциальные
возможности,
готовность
приобрести для этого
новые необходимые
личностные качества
и способности

Педагог должен инициировать и
организовывать работу школьников с
воспитывающей информацией,
предлагая им обсуждать её,
высказывать своё мнение,
вырабатывать по отношению к ней свою
позицию. Это может быть информация
о здоровье и вредных привычках,
нравственных и безнравственных
поступках людей, героизме и
малодушии, войне и экологии,
классической и массовой культуре и
экономических, политических или
социальных проблемах общества
Педагог ставит цели конкретного
социального действия и включает детей
в некоторую активность. Педагогическое
сопровождение реализуется на уровне
обеспечения понимания,
происходящего и «сопереживания». Во
время проведения социальнообразовательного проекта педагог
обеспечивает включение детей в
проблемах
нашего общества
реальный социальный
контекст, его
анализ и переход ребёнка к
осуществлению самостоятельного
общественного действия

9

Раздел 3. Содержание программы
3.1. Учебно-тематический план
№

Название раздела, темы

п/п

1
2

3
4

5
6

8

9

10
11

Раздел 1. Я, мои друзья,
семья.
Кто я? Мои достижения
Круг моих друзей. Моя
семья. Традиции моей
семьи.
Раздел 2. Школа
общения.
Все
мы
разные.
Толерантность в общении.
Мы
договариваемся.
Эмоции и поведение.
Раздел 3. Мы – команда
волонтёров!
Добро,
милосердие
и
сострадание.
Понятие
«волонтер»,
«волонтерская
деятельность».
Раздел 4.
Информационные
технологии в работе
волонтеров.
Работа с интернет
источниками по поиску
информации социального
характера.
Разработка
информационного буклета,
листовки.
Раздел 5 Социальнозначимая деятельность.
«Адреса заботы» –
знакомство с социумом.
Планирование
мероприятий по

Общее кол-во часов

Формы аттестации
(контроля) по
Всего Теор. Практ.
разделам

6

2

4

3

1

2

3

1

2

5

2

3

2

1

1

3

1

2

6

2

4

3

1

2

3

1

2

6

2

4

3

1

2

3

1

2

12

5

7

2

1

1

3

1

2

Беседа, тест

10

12

13

14

пропаганде
добровольческого
движения
Участие в социально
значимых мероприятиях.
Подготовка и защита
проектов и творческих
работ. Интерактивный блок
«Ценности и стимулы
развития в сфере
добровольчества. Взгляд
изнутри»
Итоговое занятие
Итого:

4

1

3

3

2

1

1

1

36

14

Форма итоговой
аттестации
22

3.2. Содержание учебно-тематического плана
1. Вводное занятие. Теория: Знакомство с обучающимися.
Ознакомление с программой. Инструктаж по технике безопасности.
2. Раздел 1. Я, мои друзья, семья
Содержание материала. Раскрываются понятия «дружба», «добро»,
«зло», коллектив. Пословицы и поговорки о дружбе. Добрые и не добрые дела.
Увлечения. Интересы. Ты и твои товарищи. Настоящий друг. Правила общения
со взрослыми и сверстниками.
Помни о других. Забота. Помощь. Оказание помощи. Уважай свое время
и время других. «Рациональное» использование времени. Учимся понимать и
принимать других людей. Конфликтные ситуации. Ссора. Драка. Приемы
самостоятельного выхода из конфликтной ситуации. Правила парной и
групповой деятельности (отзывчивость, честность, уважение другого мнения).
Умение работать в группе для достижения единой цели. Семья. Семья – древо
жизни. Тепло родного дома. Родители. Обязанности членов семьи.
Моя родословная. История фамилии. Генеалогическое древо. Традиции
моей семьи.
Практическая часть.
Игры на знакомство и сплочение коллектива: «Как тебя зовут?»,
«Интервью», «Проверка памяти», «Назови имя соседа», «По алфавиту».
Упражнения: «Одна минута славы», «Я люблю», «Сороконожка». Написание и
защита проекта «Моя родословная».
Форма занятий: лекция с медиапрезентацией, сюжетно-ролевая игра.
Методическое обеспечение.
Дидактический материал: карточки с заданием «Кто я такой?», «Моя
Вселенная», «Мои достижения»; памятки «Правила работы в паре», «Правила
групповой работы».
11

Техническое оснащение: компьютер, проектор.
Учебные пособия: электронные средства образовательного назначения
(слайдовые презентации)
«Что такое дружба», «Я и моя семья», «Моя семья – моё богатство»;
мультфильмы «Смешарики. Зачем нужны друзья», «Что ты умеешь?», «Давай
дружить», «Три пингвина»; видеоматериалы «Дружба – это не работа»,
«Берегите дружбу, дорожите дружбой»; аудиоматериалы Барбарики «Песня о
дружбе», М. Пляцковский, Б. Савельев «Настоящий друг», М. Пляцковский, В.
Шаинский «Улыбка».
Раздел 2. Школа общения.
Содержание материала. Доброта, взаимопонимание, терпение.
Взаимоотношения между людьми. Самоуважение и уважение по отношению к
другим людям. Человек – уникальная личность. Качества толерантной
личности. Правила толерантного общения. Конвенция ООН о правах ребёнка.
История появления речевых этикетных формул. Этикет общения по телефону и
в социальных сетях. Речевой этикет и культура общения. Правила беседы.
Умение говорить и слушать собеседника. Тон разговора и манера при ведении
беседы.
Культура речи. Гостевой этикет. Этикет визитов и приёмов гостей. Как
вести себя за столом. Как правильно есть. Поведение в общественном
транспорте. Вежливость, услужливость, любезность, предусмотрительность.
Этикет поведения в театре, в кино, на концерте, в музее. Уважение к зрителю.
Умение владеть собой. Мимика и жесты. Выражение эмоций положительными
и отрицательными жестами. Мы отвечаем за свои поступки.
2.2. Практическая часть.
Игры: «Словарь вежливых слов», «Давайте поприветствуем друг друга»,
«Азбука этикета». Упражнения: «Сходства и различия», «Я подарок для
человечества»,
«Качества
толерантной
личности»,
«Давайте
пофантазируем…». Сочинение - миниатюра «Волшебные слова».
Форма занятий: лекция с медиапрезентацией, сюжетно-ролевая игра,
игра по станциям.
Методическое обеспечение. Дидактический материал: ситуативные
карточки; карточки с заданием «Выбери правильный ответ», «Убери лишнее
слово», «Составь пословицу»; тесты «Знатоки этикета», «Правила этикета»;
памятки «Правила поведения за столом», «Мы пришли в гости», «Правила
поведения в общественных местах».
Техническое оснащение: компьютер, проектор.
Учебные пособия: электронные средства образовательного назначения
(слайдовые презентации) «Планета толерантности», «Что такое этикет»,
«Путешествие в страну этикета»; мультфильмы «Смешарики. Этикет и
вежливость», «Лунтик. Уроки вежливости: правила этикета для детей», «Уроки
Тётушки совы. Уроки хорошего поведения»; видеоматериалы «Притча о
Доброте», «Планета толерантности».
Раздел 3. Мы – команда волонтёров!
12

Содержание материала. Доброта. Кого можно назвать добрым.
Раскрываются понятия «милосердие», «сострадание». Отзывчивость и
душевное
расположение
к
людям.
Стремление
делать
добро.
Благотворительная акция «Белый цветок». История Белого цветка в России.
Добровольчество и благотворительность
Понятие «волонтер», «волонтерская деятельность». Смысл и цели
волонтёрского движения. История развития волонтерского движения в мире,
России, Свердловской области. Всеобщая Декларация Добровольцев.
Направления волонтерской деятельности.
Принципы волонтёрства. Кодекс и заповеди волонтёра.
Детские и молодежные добровольческие организации Имидж волонтера:
атрибуты волонтерской команды, образующие единый стиль.
3.2.Практическая часть.
Игры: «Тройки», «Карусель», «Космическая скорость». «Угадай, чей
голосок», «Узел», «Путаница», «Остров», «Автобус», «Тропа доверия».
Тренинг «Командообразование».
Форма занятий: видеолекция и лекция с медиапрезентацией, тренинг.
Методическое обеспечение. Дидактический материал: карточки с заданием
«Выбери правильный ответ», «Убери лишнее слово»; памятки «Заповеди
волонтёра», «Качества характера», «Стань волонтёром!
Техническое оснащение: компьютер, проектор.
Учебные пособия: электронные средства образовательного назначения
(слайдовые презентации) «Волонтёр – кто это», «Урок милосердия «Белый
цветок»; видеоматериалы «Притча о морских звездах», «Делай добро, и оно к
тебе вернётся».
Раздел 4. Социально-значимая деятельность.
Содержание. «Адреса заботы» – выявление людей, нуждающихся в
помощи. Создание базы добровольческой деятельности на основе поиска.
Составление списков. Сбор информации. Планирование мероприятий по
пропаганде добровольческого движения.
4.2.Практическая часть.
Основные направления:
 «Творчество». Организация и проведение праздников, концертов, бесед,
вечеров воспоминаний, конкурсно-игровых программ для инвалидов,
ветеранов Великой Отечественной войны и труда, тружеников тыла;
военнослужащих срочной службы; малоимущих и многодетных семей;
детей с ограниченными возможностями здоровья, детёй-сирот.
 «Забота». Организация и оказание реальной помощи нуждающимся:
сбор вещей пожилым людям; малоимущим семьям; людям, оказавшимся
в сложной жизненной ситуации.
 «Рука помощи». Организация и проведение добровольческих акций.
Пропаганда ЗОЖ. Профилактические акции. Защита проектов и
творческих работ. Участие в городских, областных и Всероссийских
акциях.
13

Форма занятий: акции, концерты, конкурсно-игровые программы,
праздники, интервью «Почему я волонтер», вечера воспоминаний, защита
проекта.
Методическое обеспечение. Техническое оснащение: компьютер,
проектор.
Раздел 5. Информационные технологии в работе волонтеров.
Содержание. Информационный буклет. Принципы создания и
оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль,
форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации.
Критерии и оценки качества. Понятие «плакат». Технология создания
тематического плаката. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии
и оценки качества. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган.
Интернет в профессии волонтер. Источники информации.
5.2. Практическая часть. Работа с интернет источниками по поиску
информации социального характера. Разработка эскиза информационной
листовки, буклета. Анализ тематических плакатов. Работа над созданием
тематических плакатов. Подготовка презентации «Я – волонтер!»
Форма занятий: видеолекция, лекция с медиапрезентацией,
самостоятельная и практическая работа, защита проекта.
Методическое обеспечение. Дидактический материал: памятки «Как
создать информационную листовку?», «Как сделать буклет?».
Техническое оснащение: компьютер, проектор.
Учебные пособия: электронные средства образовательного назначения
(слайдовые презентации) «Информационное сопровождение деятельности
волонтёров», «Буклет – вид информационной продукции», «Оформим буклет»,
«Плакат и его виды»; видеоматериалы «Как сделать буклет на компьютере»,
«Как сделать листовку своими руками».

14

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации
программы
4.1. Учебно-методическое обеспечение программы
Образовательный процесс обеспечивается следующими дидактическими
материалами:
1. Календарный учебный график,
2. Учебные пособия: справочная, научно-популярная, методическая
литература о развитии волонтерской (добровольческой) деятельности,
3. Методические разработки и конспекты занятий по темам программы,
контрольные задания для отслеживания результатов освоения темы.
4. Комплексы разработок и др.
5. Печатные материалы и дидактический раздаточный материал для
индивидуальной и групповой работы
6. Электронные средства образовательного назначения;
7. Фото и аудио и видео материалы по темам программы. .
8. Дидактический материал: тесты, анкеты, опросники, диагностики,
таблицы; наборы карточек с текстом, памятки, буклеты.
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
1.Аудиоколонки,
2. Ноутбук
3. Проектор
3. Средства телекоммуникации (локальная школьная сеть, выход в
Интернет, электронная почта)
4. Столы и стулья.
5. Мультимедиапроектор
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Требования к помещению для занятий:
Хорошо проветриваемое помещение – аудитория достаточной площади;
4.3.Учебно-информационное обеспечение программы
Литература педагогическая:

Буйлова, Л.Н., Клёнова, Н.В. Дополнительное образование в
современной школе [Текст] / Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова. - М.: Сентябрь, 2005
г. – 192 с.

Голуб, Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики
[Текст] / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова // Школьные технологии. 2005. - №1. - С.
181-195.

Полтавец, Г.А. Научно-методические материалы по анализу
практической проблемы оценивания качества в системе дополнительного
образования детей: Методическое пособие для руководителей и педагогов

15

учреждений дополнительного образования [Текст] / Г.А. Полтавец, С.К.
Никулин. - М.: 1996, - 94 с.
Литература специальная
Основная литература:

1. Арсеньева, Т.Н. Волонтерское (добровольческое) движение в
общеобразовательной организации : методическое пособие / Т.Н. Арсеньева,
Х.Т. Загладина, В.Е. Менников. – М., 2016. – 64 с.

2. Бахтиярова, В.Ф. Педагогические условия экологического
воспитания учащихся в летних оздоровительных лагерях [Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2000/
Bakhtiyarova_V_F_2000.pdf.

3. Бодренкова, Г.П. Системное развитие добровольчества в России:
от теории к практике : учеб.-метод. пособие / Г.П. Бодренкова. – М. : АНО
«СПО СОТИС», 2013. – 320 с.

4. Волонтер [Электронный ресурс]: всероссийский научнопрактический
журнал.
–
Режим
доступа:
http://unecon.ru/sites/
default/files/volontyor_no1-_2015-_el._versiya.pdf.

5. Загладина, Х.Т. Добровольчество (волонтерство) как мощный
фактор развития гражданской активности и успешной социализации детей и
молодежи / Х.Т. Загладина, Т.Н. Арсеньева // Воспитание школьников. – 2018. –
N 1. – С. 16–22.

6. Загладина, Х.Т. С чего начинается Родина, или воспитание
добровольчеством в российских школах / Х.Т. Загладина, Т.Н. Арсеньева //
Воспитание школьников. – 2016. – N 3. – С. 3–8.

7. Загладина, Х.Т. Школа и некоммерческие организации: возможен
ли диалог? / Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина // Воспитание школьников. – 2015.
– N 5. – С. 23–29.

8. Методические рекомендации по развитию добровольческой
(волонтерской) деятельности молодежи в субъектах Российской Федерации
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://ddm.
samregion.ru/about/volunteer/682/.

9. Методическое пособие для органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и образовательных организаций по вопросам
развития волонтерского движения [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://kpfu.ru/portal/docs/F1861319119/ Metodicheskoe_posobie.pdf.

10. Мотивация участия молодежи в добровольческой деятельности
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://semyaprotivnarkotikov.ru/motivaciyauchastiya-molodezhivdobrovolcheskoydeyatelnosti.
11. Сборник лучших практик развития волонтерского движения субъектов
Российской Федерации / сост.: А.В. Ковтун, А.А. Соко- лов ; под ред. Т.Н.
Арсеньевой. – М. : АВЦ, 2016. – 93 с.

12. Технология управления организацией и подготовкой
профильных смен для молодежи в возрасте от 14 до 18 лет: теория и практика :
учеб.-метод. пособие для организаторов по работе с молодежью / под ред. Н.Н.
16

Сотниковой, С.В. Поспелова, Н.Ю. Лесконог. – М. : РИЦ МГГУ им. М.А.
Шолохова, 2014. – 252 с.

13. Школа и Российское движение школьников: в 3 ч. Ч. II. Новые
социально воспитательные технологии : методические рекомендации / под
ред. С.Д. Полякова. – Ульяновск : ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»,
2017. – 41 с.
Дополнительная литература:
1. Дик Н. Ф. Развивающие игры на уроках и переменах 1–2 классах:
Необычные игровые приключения для младших школьников / Н.Ф. Дик –
Ростов н/Д: ООО «Феникс», 2008.
2. Исполатов А. Н. 1000 лучших игр, конкурсов, забав для детской
компании / А. Н. Исполатов М.: Астрель; СПб: Сова, 2009
3. Камакин О. Н Организация досуга учащихся 5 –11 классы: игры,
эстафеты, туристические старты и слёты. Изд. 2- е.– Волгоград: Учитель, 2011.
4. Сушинскас Л. Л. Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной
школы / Л. Л. Сушинскас, Н. А. Шевердина. –2- е изд.– Ростов н / Д: Феникс,
2012.
Электронные ресурсы:
1.
http://docplayer.ru/32125917-Kopilka-volontera-metodicheskoe-posobiedlya-volonterov-poorganizacii-profilakticheskih-meropriyatiy.html
2. http://nfestival.narod.ru/Faq.htm
http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoeobrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/monitoring-razvitiya-detej-v-sistemedopolnitelnogo-obrazovaniya.html 2http://festival.1september.ru/articles/589262/

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».