Медиацентр Будь в курсе

Приложение
Утверждена
в составе ООП ООО
Приказ № 108 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Школьный медиацентр
Направление –информационно - коммуникативная деятельность
Срок реализации программы - 1 год
возраст – 12-16 лет

Разработал:
Павлова Анна Леонидовна

п.Совхозный
2023

Пояснительная записка
Направление программы: коммуникативная деятельность.
Уровень усвоения: стартовый, так как предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм и методов.
Актуальность программы. Изменение информационной структуры общества
требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства
информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные
информационные технологии - должны стать инструментом для познания мира и
осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от
компьютерных игр и скачивания тем для рефератов из Интернета.
Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране
созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор
для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития
коммуникативных возможностей человека. Научиться жить и работать в быстро
изменяющемся мире, обучить этому своих учеников - основная задача школы.
Наиболее оптимальной формой организации деятельности является создание
школьного медиацентра, где проходит изучение всей совокупности средств массовой
коммуникации
и
овладение
разносторонними
процессами
социального
взаимодействии. Здесь отрабатывается авторская позиция ученика, возможность её
корректировки в общепринятой культурной норме, создание условий для
информационно-нравственной
компетенции
учащихся,
самоутверждения
и
становления личностной зрелости подростка. Школьный медиацентр — это
возможность максимального раскрытия творческого потенциала ребенка. Работа над
созданием медиапродукта позволяет проявить себя, попробовать свои силы в разных
видах деятельности – от гуманитарной до технической. И показать публично
результаты своей работы.
Важная особенность работы состоит в том, что она является коллективной
социально-значимой деятельностью. Трансляция с мероприятия, новостной блок,
тематические видеоролики, статья могут быть подготовлены только общими усилиями
творческого коллектива. От этого зависит и успех, и зрительское внимание. Но, с другой
стороны, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося,
участвующего в работе школьного медиацентра:
 жизненный опыт, необходимый для успешного усвоения предлагаемых знаний:
занятия в кружках и секциях, взаимоотношения в семье, уровень воспитанности.
 психологические особенности конкретного ребенка: умение общаться со
сверстниками, стремление к самостоятельности, «взрослой» жизни, самоутверждению,
повышенная эмоциональность, застенчивость, чувствительность к оценке своих
действий. Учитываются умственное развитие ребенка, его поведение.
 потенциальную потребность в творческом самовыражении: стремление
заслужить
уважение
сверстников,
учителей,
родителей,
самопознание,
любознательность, проявление интереса к новым видам деятельности.
Отличительные особенности программы состоят в использовании
современных методик и технологий, возможности более углубленного изучения
гуманитарных и технических наук, овладение новыми информационными
2

компетенциями. Создание интерактивного виртуального образовательного поля
позволяет расширять и дополнять учебную программу - это еще одна отличительная
особенность данной программы. А также, ее содержание рассчитано на детей, не
имеющих опыта работы в детских и подростковых масс-медиа, и носит
ознакомительный характер.
Адресат программы: обучающиеся 12-16 лет, проявляющие интерес к
журналистике и публицистике.
Объем программы: 34 часа.
Формы организации программы: программа «Школьный медиацентр» нацелена
на творческую самореализацию учащихся в общеобразовательные школы. В ней
использованы эффективные формы и методы работы со школьниками и мероприятия,
обеспечивающие работу с одаренными детьми:
- творческие проекты;
- круглые столы;
- тренинги «Берем интервью»;
- регулярный выпуск новостей в школьной группе в социальной сети и
видеороликов;
- конкурс анонсов, афиш;
- конкурс видеороликов;
- мастер-классы, дискуссии для юных журналистов;
- контрольные: прием видеороликов и другой медиапродукции.
Виды занятий по программе: лекция, вебинар, презентация, экскурсия,
самостоятельная работа, работа в подгруппах, работа в парах, публичное выступление,
практическая работа, игровая деятельность, тестирование, круглый стол, беседа.
Срок освоения программы: 1 год.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития творческих и интеллектуальных
способностей личности посредством овладения технологиями средств массовой
информации.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Организовать деятельность школьного медиацентра - одного из инструментов
воспитательного воздействия для успешной социализации обучающихся.
2. Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист,
корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр, видеооператор, режиссёр,
режиссёр монтажа и др.
3. Научить создавать собственные проекты на основе полученных знаний.
4. Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно, ответственно
и критически анализировать содержание сообщений.
5. Создать живую, активно работающую информационную среду.
Развивающие:
1.
Способствовать повышению работоспособности учащихся.
2. Развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
2. Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы, работать с
различными источниками информации.
3

3. Воспитывать дисциплинированность.
4. Способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам
коллектива в достижении общей цели.

№

1.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов
Формы аттестации/
Раздел программы
контроля
Всего
Теория Практика

1

Введение в журналистику

3

2

1

2

Техника речи. Актерское
мастерство

4

2

2

3

Интервью

6

1

5

4

Новости

6

3

3

5

Операторское мастерство

6

2

4

6

Монтаж и обработка

8

4

4

7

СММ: продвижение в
социальных сетях

1

0

1

ИТОГО

34

14

20

Тестирование

творческая работа
Практическая работа

Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в тележурналистику (3 часа)
Техника безопасности. Сообщение необходимой информации о технике
безопасности в помещении до и во время проведения занятий.
Теория: что такое тележурналистика, профессии тележурналистов, радио, газеты,
журналы, правила работы с ними.
Практика: работа с программами MoovieMaker, Publisher.
Раздел 2. Техника речи. Актерское мастерство (4 часа)
Теория: Культура речи. Виды публичных выступлений. Голос. Речь. Дикция
Практика: Упражнения на развитие речи, актерское мастерство
Раздел 3. Интервью (6 часов)
Теория: структура и виды интервью, стендап.
Практика: поиск героя, создание интервью.
Раздел 4. Новости (6 часов)
Теория: Стиль и отбор новостей, ведение новостей, телевизионный репортаж.
Практика: Монтаж видеоновостей. Телевизионный мейкап.
Раздел 5. Операторское мастерство (6 часов)
Теория: Ракурсы. Планы. Виды видеороликов. Структура видео. Фотомастерство.
Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео
Раздел 6. Монтаж и обработка (8 часов)
Теория: изучение основ видеомонтажа и обработки фотографий.
Практика: работа с программами MuvieMaker, Publisher. Монтаж видео.
Обработка фотографии. Творческая работа.
Раздел 7. СММ: продвижение в социальных сетях (1 час)
4

1.4. Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
- развитие личностных качеств: коммуникабельность, общая эрудиция, уровень
культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело;
-активное включение в общение и взаимодействие с окружающими на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных ситуациях и условиях;
-проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении
поставленных целей;
-оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка
и общих интересов.
Предметные результаты:
Первостепенным результатом реализации программы будет создание максимальной
возможности проявить учащимися свои возможности в избранной области
деятельности, создать условия для профессионального самоопределения и подготовки
будущих корреспондентов, дикторов, операторов, монтажеров.
Умение максимально проявлять коммуникативные и лидерские способности (качества)
в любой ситуации.
Овладение основами приёмов, техническими навыками по созданию медиапродукта,
умением использовать их в разнообразных жизненных ситуациях.
В результате реализации программы у учащихся развиваются группы качеств:
отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение
к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает
все стороны коммуникации, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности
как: лидерство, творческий подход к труду, товарищество, трудолюбие, бережливость,
дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к
прекрасному, стремление реализовать себя в профессиональном плане.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный план
№
п/п

Форма
занятия

Кол-во
Часов

Тема
занятия

Место
провед
ения

Форма
контроля

1

Вводное
занятие
Основы
радио

школа

Тестирование

1

Лекция,
1
беседа

Презентаци
2
я, работа в
парах

1

Печатные
издания

школа

Наблюдение

2

5

Презентаци
3
я, ролевая
игра

1

Тележурнал
истика

школа

Наблюдение

Лекция,
4
интерактив

1

Культура
речи

школа

Наблюдение

1

Постановка
голоса

школа

Наблюдение

5

Презентаци
5
я,
индивидуал
ьная работа

1

Дикция

школа

Наблюдение

6

Лекция,
6
практическо
е задание

1

Сценическо
е внимание

школа

Тестирование

7

Презентаци
7
я, игра

1

Упражнени
я
на
актерское
мастерство

школа

Наблюдение

8

Тренинг,
8
интерактив

1

Упражнени
я
на
актерское
мастерство

школа

9

Тренинг,
9
интерактив

Творческая
работа

Лекция,
1
работа
группах

1

Виды
интервью

школа

Тестирование

Практикум,
1
презентация

1

Структура
интервью.
Стендап

школа

Наблюдение

Интерактив
1

1

Стендап

школа

Опрос

Игра
1

1

Стендап

школа

Творческая
работа

Презентаци
1
я, игра

1

Телевизион
ный
репортаж

школа

Наблюдение

Лекция,
1
работа
группах

1

Стиль
и
отбор
новостей

школа

Наблюдение

1

Стиль

школа

Наблюдение

3

4

10

11

в

12
13
14

15

К
1 руглый

в

6

и

16

стол,
презентация

отбор
новостей.
Ведение в
кадре

Игровой
1
практикум

1

Ведение
кадре

школа

Наблюдение

1

18

Презентаци
1
я,
практикум

Ракурс

школа

Наблюдение

19

Лекция,
1
работа
парах

1

План

школа

Опрос

Презентаци
1
я,
практикум

1

Работа
камерой

с

школа

Наблюдение

20

Лекция,
2
тренинг

1

Композиция
, свет, цвет

школа

Наблюдение

Фронтальна
2
я
работа,
презентация

1

Композиция
, свет, цвет

школа

Мониторинг

1

Репортажна
я
и
портретная
фотография

школа

Наблюдение

23

Практикум,
2
лекция

в

1

Репортажна
я
и
портретная
фотография
.

школа

24

Работа
2
парах

Творческая
работа

1

Основы
видеомонта
жа

школа

Наблюдение

25

Практикум,
2
презентация

1

Основы
видеомонта
жа.

школа

26

Фронтальна
2
я работа

Творческая
работа

1

Монтаж
сюжета

школа

Презентация

27

Презентаци
2
я,

17

21
22

в

в

7

практикум
в

1

Монтаж
сюжета

школа

28

Работа
2
парах

Демонстрация
медиаработ

2

Монтаж
новостей

школа

Мониторинг

29

Практикум,
2
презентация

2

Монтаж
новостей

школа

30

Фронтальна
2
я работа

Демонстрация
медиаработ

Презентаци
3
я,
практикум

1

Обработка
фотографий

школа

Творческая
работа

1

Обработка
фотографий

школа

Наблюдение

32

Фронтальна
3
я работа

1

СММ:
продвижени
е
в
социальных
сетях

школа

33

Презентаци
3
я, игра

Творческая
работа

1

СММ:
продвижени
е
в
социальных
сетях

школа

34

Работа
3
в
группах

Защита минипроектов

31



2.2. Условия реализации программы:
1.Материально - техническое обеспечение:
Стулья ученические – 14 шт.,
Столы ученические – 7 шт.
Стул учительский – 1 шт.,
2. Оборудование:
·
компьютер
·
мультимедийный проектор
·
экран
·
звуковые колонки
3. Раздаточный материал:
·
газетные и журнальные публикации
·
картинки
4. Демонстрационный материал:
·
образцы статей
·
образцы газетных и журнальных вырезок
презентации
2.Информационное обеспечение:
8

Электронные учебные пособия
Методическая литература
Программы Movavi Photo Editor, Picture Manager, Paint.Net и др.
Учебно-наглядные пособия
Инструкции по технике безопасности
Таблицы, схемы, фотоматериалы
Электронные учебно-наглядные пособия, в т.ч. компьютерные презентации,
видеоролики
3.Кадровое обеспечение:
-педагог дополнительного образования Павлова А.Л.
2.3. Форма аттестации
В ходе реализации программы оценка ее эффективности осуществляется в рамках
текущего, промежуточного, итогового контроля. Педагог использует различные
способы диагностики: наблюдение, собеседование, зачётные задания и т.д.
Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в форме
тестирования, публичных демонстраций своих медиаработ, выполнения групповых
заданий.
Промежуточный контроль для определения результативности обучающихся
педагогом проводится конкурс проектных работ на свободную или заданную тему.
Итоговый контроль осуществляется по окончании прохождения всей программы
в форме публичной защиты своей проектной работы, а также обучающимся
объединения засчитываются результаты итогового контроля при наличии документов,
подтверждающих призовые места муниципальных, региональных, всероссийских и
международных конкурсов.
2.4. Оценочные материалы
1. Тест «Речевая грамотность» - https://gramotei.online/demo/run. Позволяет
проверить знания по пунктуации и орфографии в форме онлайн-тестирования.
2. Критерии контрольного задания: «Репортаж», «Новостной пост»
Объект оценивания: авторский текст в жанре репортажа и новостной статьи,
ролика.
Требования к объекту оценивания:
1. Тема задается учителем.
2. Наличие заголовка текста, соответствующего теме репортажа.
3. Указание автора текста.
4. Отсутствие речевых и грамматических ошибок в тексте.
5. Объём текста: 1-2 печатных листа, 14 кегль, интервал 1,5, шрифт Times New
Roman
3. Итоговая аттестация
Презентации проектов могут быть проведены в виде:
• демонстрации видеофильма;
• диалога исторических или литературных персонажей;
• игры с залом;
• инсценировки реального или вымышленного исторического события;
• пресс-конференции;
• видеопутешествия или видеоэссе;
• рекламы;
9

• ролевой игры;
• интервью;
• телепередачи;
• фоторепортаж;
• виртуальной экскурсии.
Оценивание презентации и защиты проекта происходит по разработанным критериям.
2.5. Литература:
1. Агафонов А.В., Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М., 1993,- 200с.
2. Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М., Дрофа, 1995, - 380с.
3. Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop 7.0. Трюки и эффекты - Спб.:
Питер, 2002
4. Кишик А.Н. Adobe Photoshop 7.0. Эффективный самоучитель
5. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео – Editing: television, cinema,
video.
— M.: Издатель А. Г. Дворников, 2003.—206 с.
6. Бурдье. П. О телевидении и журналистике /. Пер. Бурдье -. М:. Прагматика
культуры, 2002 - 160 с.
7. Деева И.В.// Фонд оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации «История и актуальные проблемы отечественной и зарубежной
журналистики». Шахты, 2014.
Электронные ресурсы:
Основы журналистики в школе http://kovgantv.ru/index.php/skachat
Основы
журналистики
в
школе/Сообщество
педагогов
в
ВК
https://vk.com/ojschool

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».