Эрудит

Приложение
Утверждена
в составе ООП НОО
Приказ № 106 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Эрудит»
направление общеинтеллектуальное
Срок реализации программы - 1 год
3 класс

Разработал:
Воронова Светлана Александровна

п. Совхозный
2023г.

1. Пояснительная записка
Программа курса «Эрудит» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на
обучающихся 1-4 классов, интересующихся разными предметами. Проведение
такого курса способствует развитию обучающихся при переходе к обучению в
средней и старшей школе.
Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует
потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем автономном
обучении, а также интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию
учащихся.
Программа внеурочной деятельности содержит в основном традиционные
темы занимательной математики, литературы и т.д. Уровень сложности
подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное
число учащихся, а не только наиболее сильных. В результате занятий учащиеся
должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные
задачи.
При реализации содержания программы учитываются возрастные и
индивидуальные возможности учащихся, создаются условия для успешности
каждого ребёнка. Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и
практических занятий. В ходе занятий учащиеся выполняют практические работы,
готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников,
предусматриваемый государственным стандартом образования, а также позволяет
осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для
углубленного изучения математики.
Основная цель курса: развитие творческих и интеллектуальных способностей
ребенка и их самореализация;
подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
развивать и реализовать интеллектуальный потенциал ребенка;
развивать логическое мышление, любознательность, способность
к
самообразованию;
формировать познавательный интерес, творческое воображение;
решать нестандартные логические задания;
раскрывать творческие способности ребенка;
создать условия для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях;
выдвигать гипотезы, делать умозаключения.
Основные формы работы: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и
индивидуальную работу. Они построены таким образом,
что один вид
деятельности сменяется другим. Формы проведений занятий:
игра;
викторины;
конкурсы;
турниры;
игры – путешествия;

экскурсии; онлайн
экскурсии;
Программа данного курса представляет систему интеллектуальноразвивающих занятий для учащихся начальных классов. И рассчитана на четыре
года обучения (135 часов): I класс - 33 часа, II класс -34 часа, III класс -34 часа, IV
класс -34 часа.
Формы представления результатов.
 Участие в международных, городских, районных конкурсах интеллектуалов,
олимпиадах, марафонах (командное и индивидуальное первенство), пополнение
личного
портфолио
результатами.

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
3.
Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности по курсу «Эрудит».
Первый уровень результатов:
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
формирование общей способности искать и находить новые решения,
необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к
рассмотрению предлагаемой ситуации.
Второй уровень результатов:
развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности,
как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять
главное, доказывать и опровергать.
Требования к личностным, метапредметным освоения курса.
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность
формирования:
Результаты развития УУД:
Личностные
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Регулятивные
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские
геометрические
фигуры;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
коммуникативные
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и
понимать речь других;
читать и пересказывать текст;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3. Содержание курса внеурочной деятельности:
Выполнение программы «Эрудит» рассчитано на четырёхлетний срок обучения.
Волшебная математика (7ч)
Игры с таблицей умножения
Закончи логический ряд
Измени фигуру («Танграм»)
Найди симметричные фигуры
Математический КВН
Математические фокусы.
«Брейн – ринг»
В царстве смекалки (11ч.)
«Что? Где? Когда?»
Блиц - турнир по решению задач
Игры со словами
Удивительный мир наук.
Удивительный мир наук.
Игра «Юный эколог».

Решение логических задач и задач-шуток.
«Мир, в котором мы живем».
«В мире цифр».
Числовые ребусы.
Геометрический калейдоскоп
Олимпиадные задания (6ч)
Львёнок
Русский медвежонок
Спасатели
Зелёная математика
Русский медвежонок
Русский медвежонок
Очень важную науку постигаем мы без скуки (10 ч)
«На загадочной волне» (Загадки – акростихи, кроссворд).
Составление книжки-малышки. Пословица недаром молвится.
Игра «Кто хочет стать миллионером?».
Загадки вокруг нас.
Графические задания «Рисуем по клеточкам», «Продолжи узор».
«Цветочная угадай-ка».
Сказки А.С. Пушкина («Узнай сказку», «Найди и продолжи закономерность»,
«Найди ошибки»).
Задания на развитие памяти, внимания. Игры «Буквы перепутались», «Рисуем по
клеточкам», «Глаз – фотограф».
«Буквы перепутались», «Рисуем по клеточкам», «Глаз – фотограф».
Проект - «Коллективная работа по организации классной выставки» (лучшие
загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми,
взятые из жизни).
Тематический план:
№

Название разделов

1
2
3
4

Волшебная математика
В царстве смекалки
Олимпиадные задания
Очень важную науку постигаем
мы без скуки

7
11
6
10

Всего

34

Количество часов

Календарно-тематическое планирование.

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.
33.

Дата

Тема занятия

КолФорма организации
во
деятельности
часов
Волшебная математика (7 часов)
Игры с таблицей умножения.
1
Практическая работа
Закончи логический ряд
1
Викторина
Измени фигуру («Танграм»)
1
Творческая работа
Найди симметричные фигуры
1
Экскурсия
Математический КВН
1
Игра
Математические фокусы.
1
Практическая работа
«Брейн – ринг»
1
Игра
В царстве смекалки (11 часов)
«Что? Где? Когда?»
1
Викторина
Блиц - турнир по решению задач 1
Блиц турнир
Игры со словами
1
Игра-соревнование
Удивительный мир наук.
1
Игра
Удивительный мир наук.
1
Викторина
Игра «Юный эколог».
1
Игра
Решение логических задач и
1
Игра-соревнование
задач-шуток.
«Мир, в котором мы живем».
1
Викторина
«В мире цифр».
1
Познавательная игра
Числовые ребусы.
1
Игра
Геометрический калейдоскоп
1
Викторина
Олимпиадные задания (6 часов)
Львёнок
1
Конкурс
Русский медвежонок
1
Конкурс
Спасатели
1
Игра-конкурс
Зелёная математика
1
Конкурс
Русский медвежонок
1
Конкурс
Русский медвежонок
1
Конкурс-соревнование
Очень важную науку постигаем мы без скуки (10 ч)
«На загадочной волне» (Загадки 1
Игра-соревнование
–кроссворд)
Составление
книжки1
Практическая работа
малышки. Пословицы.
Игра «Кто хочет стать
1
Конкурс
миллионером?».
Загадки вокруг нас.
1
Экскурсия
Графические задания «Рисуем по 1
Игра-соревнование
клеточкам».
«Цветочная угадай-ка».
1
Игра
Сказки А.С. Пушкина («Узнай
1
Викторина
сказку», «Найди и продолжи
закономерность», найди ошибки
Задания на развитие памяти,
1
Практическая работа
внимания.
Буквы перепутались», «Рисуем
1
Игра

по клеточкам»
34.

Проект - «Коллективная работа
по организации классной
выставки.

1

Творческая работа.

4. Материально – техническое и учебно – методическое обеспечение курса
Компьютерная техника.
Аудиотехника.

Мультимедийная

система. Учебно –
методическое обеспечение
№
Автор, год издания
1. Дробышев Ю.А. ФГОС –
М.: Издательство
«Экзамен», 2015г.
2. Ефимова И.В. – Ростов
н\Д: Феникс, 2013 г.

Название пособия
Вид пособия
Олимпиады по математике. Пособие для учителя
1-4 класс.
Логические задания для 3
класса: орешки для ума

Пособие для учителя

3.

А.Г.Асмолов; под ред.
А.Г.Асмолова. – 2 – е изд.
– М.: Просвещение, 2010.
– 152 с. – (Стандарты
второго поколения).

Как проектировать
универсальные учебные
действия в начальной
школе: от действия к
мысли

Методическое
пособие для учителя

4.

Максимова Т.Н. М.:
ВАКО, 2011г.

Пособие для учителя

5.

Нежинская О.Ю.
Волгоград. 2004г.

Олимпиадные задания по
математике, русскому
языку и курсу
«Окружающий мир»: 3-4
классы. –
Занимательные материалы
для развития логического
мышления.

Пособие для учителя

Цифровые образовательные ресурсы:
uchi.ru .
znanio.ru infourok.ru
yaklass.ru
prodlenka.org.
Онлайн-читать.рф
Videourok.net
 Интернет-ресурсы:
http://prozagadki.ru/
https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/igry/241
https://infourok.ru/zadaniya-po-teme-intellektualniy-klub-mislitel-klass3293930.html
https://znanio.ru/media/prezentatsiya_intellektualnyj_klub_myslitel_dlya_zan
yatij_po_vneurochnoj_deyatelnosti_2_4_klassy-141072
http://ddtcentr.edusite.ru/p34aa1.html
http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=489



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».