Читательская грамотность

Приложение
Утверждена
в составе ООП НОО
Приказ № 106 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности
Читательская грамотность
направление «Учение с увлечением»
Срок реализации программы – 1 год
1 класс

Разработал:
учитель начальных классов
Хромцова
Людмила Анатольевна
(I категория)

п.Совхозный
2023г.

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 класса «Читательская грамотность»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Читательская грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Актуальность программы
Дети не любят читать, не знают сказок, не умеют фантазировать по поводу
прочитанного. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно
сказки учат жизни. Предлагаемое тематическое планирование занятий, включает в себя
литературное чтение и слушание сказок, изобразительное и театральное искусство.
Содержание программы курса «Читательская грамотность» создаёт возможность для
воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и
готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской
деятельности и грамотности.
Цель изучения курса «Читательская грамотность» является развитие способности
обучающихся к осмыслению текстов и рефлексией на них, использования их содержания
для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного
участия в жизни общества.
Задачи:










формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с
автором», «комментированное чтение» и др.;
воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
природе, науке и искусству;
учить детей уважать всякий честный труд;
поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным.

Программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность»
предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1
часе в неделю).
Формы организации деятельности: Различные виды чтения, слушание, беседа, рассказ
учителя, просмотр видео, озвучивание героев, инсценировка, иллюстрирование с помощью
рисования, аппликаций, конкурсы, викторины.
Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты изучения курса:
 осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
 осознавать личную ответственность за свои поступки;
 развивать самостоятельность в поиске решения различных речевых задач;
 формировать духовные и эстетические потребности;
 сознательно расширять свой личный читательский опыт;
 находить в прочитанных текстах общее с русской культурой, осознавать общность
нравственных ценностей;
 уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;
 уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальныхситуациях;
 уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой
личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой
модели поведения длясвоего самосовершенствования.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
 осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
 овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
 делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 принимать и сохранять учебную цель и задачу;
 планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
 контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в ихвыполнение;
 уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
 оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания,самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
 адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
 доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и





письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики
героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана,
ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию.
Программа состоит из трёх разделов:
1. Русские народные сказки – 16ч.
2. Сказки разных народов – 5ч.
3. Авторские сказки – 12ч.
Каждый раздел заканчивается игровым занятием, целью которого является обобщение
знаний обучающихся.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Дата

Тема занятия

Содержание занятия

Русские народные сказки – 16ч
1

2

3
4
5
6
7
8
9
10

11

12

Вводное занятие. Викторина «В гостях у сказки»

Отгадывание загадок, ответы на вопросы, дополнение
фраз из сказок.
Инсценировка сказки «Колобок»
Что такое сказка? Русские народные сказки «Курочка
Выявить особенности сказки. Познакомиться с видами сказок.
Ряба», «Теремок», «Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть» Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки
«Репка».
Сказка « Заюшкина избушка»
Выявление героев, оценивание поступков.
Русская народная сказка «Петух и жерновцы»
Чтение сказки, ответы на вопросы, рассказ по картинкам.
Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой»,
Чтение сказок, просмотр мультфильма, ответы на
«Лисичка-сестричка и серый волк»
вопросы, оценивание поступков главных героев.
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».
Чтение сказок, просмотр мультфильма, ответы на вопросы,
оценивание поступков главных героев.
Русские народные сказки «Маша и медведь», «Вершки и
Чтение сказок, просмотр мультфильма, ответы на вопросы,
корешки»
оценивание поступков главных героев.
Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок»
Чтение сказок, просмотр мультфильма, ответы на
вопросы, оценивание поступков главных героев.
Русская народная сказка «Крошечка - Хаврошечка»
Чтение сказок, просмотр мультфильма, ответы на вопросы,
оценивание поступков главных героев.
Русская народная сказка «Никита Кожемяка»
Выставка книг. Выборочное чтение, чтение по ролям,
чтение наизусть отрывков, разыгрывание сцен из
сказок, работа с иллюстрациями
Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
Выставка книг. Выборочное чтение, чтение по ролям, чтение
наизусть отрывков, разыгрывание сцен из сказок,
работа с иллюстрациями
Русская народная сказка «Несмеяна-царевна»
Чтение сказок, просмотр мультфильма, ответы на
вопросы, оценивание поступков главных героев.

13

Русская народная сказка «Терёшечка»

14

Русские народные сказки про Бабу-Ягу и Кощея
Бессмертного.

15

Русская народная сказка «Морозко»

16

Итоговое занятие по разделу. Викторина по русским
народным сказкам.

Выставка книг. Выборочное чтение, чтение по ролям, чтение
наизусть отрывков, разыгрывание сцен из сказок,
работа с иллюстрациями
Чтение сказок, сравнение сказок, пересказ, составление
вопросов.
Иллюстрирование.
Чтение сказок, сравнение сказок, пересказ, составление
вопросов. Иллюстрирование.
Выставка книг. Выборочное чтение, чтение по ролям, чтение
наизусть отрывков, разыгрывание сцен из сказок,
работа с иллюстрациями

Сказки разных народов – 5 ч.
Белорусская народная сказка «Пых»

Чтение сказок, сравнение сказок, пересказ, составление
вопросов. Иллюстрирование.

17
18

Украинские народные сказки «Рукавичка», «Колосок».

Чтение сказок, сравнение сказок, пересказ, составление
вопросов. Иллюстрирование.

19

Адыгейская сказка «Кто сильнее?».

Чтение сказок, сравнение сказок, пересказ, составление
вопросов. Иллюстрирование.

20

Латвийская народная сказка «Заячий домик».

Выставка книг. Выборочное чтение, чтение по ролям, чтение
наизусть отрывков, разыгрывание сцен из сказок,
работа с иллюстрациями
Выставка книг. Выборочное чтение, чтение по ролям,
чтение наизусть отрывков, разыгрывание сцен из
сказок, работа с иллюстрациями

Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».
21
Авторские сказки – 12ч
22
Сказки И.Токмаковой «Ку-ка-ре-ку!», «Котята».

Чтение сказок, просмотр мультфильма, ответы на
вопросы, оценивание поступков главных героев.

23

Сказка И.Токмаковой «Вечерняя сказка»

24
25

Б.Заходер «Буква Я», «Песенки Вини Пуха», «Кискино
горе»
Сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»,

26

«Сказка об умном мышонке»

27

Сказки К.И.Чуковского «Муха-цокотуха», «Мойдодыр»,
«Телефон»

28

Сказки В.Сутеева «Кораблик», «Мышонок и карандаш»,
«Мешок яблок»

29

Сказки К.И.Чуковского «Тараканище», «Айболит»

30

Сказки К.И.Чуковского «Муха-цокотуха», «Мойдодыр».

31

Сказки К.И.Чуковского «Муха-цокотуха», «Мойдодыр»,
«Телефон»

32

Викторина по авторским сказкам.

33

Представление проектов «Моя сказка»

Чтение сказок, просмотр мультфильма, ответы на
вопросы, оценивание поступков главных героев.
Чтение сказок, просмотр мультфильма, ответы на вопросы,
оценивание поступков главных героев.
Выставка книг. Выборочное чтение, чтение по ролям, чтение
наизусть отрывков, разыгрывание сцен из сказок,
работа с иллюстрациями
Чтение сказок, просмотр мультфильма, ответы на вопросы,
оценивание поступков главных героев.
Выставка книг. Выборочное чтение, чтение по ролям, чтение
наизусть отрывков, разыгрывание сцен из сказок,
работа с иллюстрациями
Выставка книг. Выборочное чтение, чтение по ролям, чтение
наизусть отрывков, разыгрывание сцен из сказок,
работа с иллюстрациями
Чтение сказок, просмотр мультфильма, ответы на вопросы,
оценивание поступков главных героев.
Выставка книг. Выборочное чтение, чтение по ролям, чтение
наизусть отрывков, разыгрывание сцен из сказок,
работа с иллюстрациями
Выставка книг. Выборочное чтение, чтение по ролям,
чтение наизусть отрывков, разыгрывание сцен из
сказок, работа с иллюстрациями
Чтение сказок, просмотр мультфильма, ответы на вопросы,
оценивание поступков главных героев.
Чтение сказок собственного сочинения. Демонстрация
книжки- малышки.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. Технические средства: персональный компьютер, проектор коротко-фокусный,
интерактивная доска, МФУ Сапоп MF 4410 (принтер, сканер, копир), документ-камера.
2. Экранно-звуковые пособия. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
Мультимедийные образовательные ресурсы.
3. Печатные пособия: Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.
Словари по русскому языку. Репродукции картин и художественные фотографии в
соответствии с программой по литературному чтению. Детские книги разных типов из круга
детского чтения. Портреты писателей.
4. Для обучающихся: наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.
4. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы:
http://www.solnet.ee/
http://www.cofe.ru/
http://www.skazochki.narod.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».