Российская Федерация Свердловская область Белоярский городской округ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Совхозная средняя общеобразовательная школа № 10» ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 от 29.08.2023г. УТВЕРЖДЁН в составе ФАООП УО (ИН) Приказ № 107 от 29.08.2023г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФАООП УО (ИН) 2022г. на 2023 – 2024 учебный год п. Совхозный, 2023г. Пояснительная записка 1.Учебный план общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ «Совхозная средняя общеобразовательная школа №10» составлен на основании следующих нормативных документов: 1.1 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 1.2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального обшего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014; 1.3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" 1.4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1015) 1.6. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрированным в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный номер 61573); 1.7. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Совхозная средняя общеобразовательная школа № 10»; 1.8. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения. Федеральный учебный план образовательных организаций Российской Федерации (далее Учебный план), реализующих ФАООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. 2. Образовательный процесс. Классы создаются для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Одна из основных задач – это обучение и воспитание детей с нарушенным интеллектом с целью коррекции их развития и компенсации недостатков, вследствие чего эти дети вливаются в общество и составляют его неотъемлемую, неотделимую часть. Классы для детей с умственной отсталостью открываются приказом директора школы при наличии лицензии на право образовательной деятельности. Направление детей в классы для детей с умственной отсталостью осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) и заключения ПМПК. При организации классов для детей с умственной отсталостью в образовательном учреждении организацию образовательного процесса обеспечивают педагогические кадры и другие специалисты, имеющие специальное образование или прошедшие курсовую переподготовку. Используется материально-техническая база ОУ, отвечающая санитарногигиеническим требованиям и нормам. Образовательный процесс в классах для детей с умственной отсталостью осуществляется в соответствии с уровнями специального (коррекционного) образования детей с умственной отсталостью. Данные классы позволяют обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом и нервно – психическом здоровье. Именно в этих классах возможно последовательное взаимодействие диагностико – консультативного, коррекционно – развивающего, лечебно – профилактического и социально – трудового направления деятельности. Обучение в классах для детей с умственной отсталостью продолжается 9 лет, в зависимости от потенциальных возможностей развития и успешности обучения ребенка. Продление сроков обучения возможно только по заключению ПМПК индивидуально для каждого ребенка. Содержание образования в школе направлено на создание условий для обеспечения коррекции психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности детей. Научнопедагогическими основами учебного плана являются: сбалансированность компонентов, преемственность между ступенями и классами, отсутствие перегрузки. Образовательный процесс имеет коррекционную направленность и максимально индивидуализирован. Образовательный процесс осуществляется по 5-дневной учебной неделе. Обучение ведётся в одну смену. Максимальная недельная нагрузка обучающихся сбалансирована с учетом условий и специфики работы школы. Учебный план включает учебные предметы, содержание которых доступно для умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы (социально-бытовая ориентировка – 9 кл.), а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Учёт индивидуальных и групповых коррекционных занятий осуществляется в журналах без выставления отметок. Школа не имеет возможности организовать трудовую производственную практику. Поэтому усиливается практическая составляющая на уроках трудового обучения. Индивидуальные и групповые занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня; их продолжительность 15-20 минут. Занятия проводит педагог – психолог и учительлогопед. По окончании 9 класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании образовательного учреждения. Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Организация временного режима обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части: «Русский язык», «Мир природы и человека», «Ручной труд» (1-4 классы); «Математика», «Профильный труд», «Адаптивная физическая культура» (5-9 классы). Начало учебного года в школе с 1 сентября. Продолжительность учебного года для 1 класса - 33 недели, для 2-9-х классов – 34 недели. Продолжительность урока – 40 минут. Обучение в 1 классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения в I полугодии (в сентябре – октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока в день по 40 минут каждый). Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней. Для обучающихся 1-4 классов в течение учебного года устанавливаются дополнительные недельные каникулы (третья неделя февраля). Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ. При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности образовательного учреждения и возможности системы дополнительного образования. 3. Кадровые условия. Образовательный процесс в классах общего образования обучающихся с умственной отсталостью осуществляется специалистами, прошедшими специальную подготовку в области коррекционной педагогики. С целью коррекции отклонений в развитии детей, ликвидации пробелов в знаниях проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Основные направления работы: совершенствование движений и сенсомоторного развития; коррекция отдельных сторон психической деятельности; развитие основных мыслительных операций; развитие различных видов мышления; коррекция нарушений в развитии эмоциональноличностной сферы; развитие речи, овладение техникой речи; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Работу с обучающимися учителя ведут с учётом психофизического развития и индивидуальных возможностей. Психологическое обеспечение образовательного процесса осуществляет педагог-психолог, являющийся штатным работником школы. Он участвует в углубленном обследовании обучающихся, выявлении особенностей их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые, индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально – волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также – на исправление возможных нарушений общения и поведения, оказывает методическую помощь учителям. Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь. В обязанности учителя – логопеда входят: всестороннее изучение речи учащихся, проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении родного языка. Подбор и расстановка кадров производятся администрацией с учетом дифференцированного подхода к учителю, его индивидуальным возможностям, запросам и интересам, специфики работы школы. 4. Контингент учащихся. На начало 2023/2024 учебного года в школе - 10 обучающихся, прошедших ПМПК в разные годы и имеющих заключение об обучении по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 5. Материально- технические условия. В ОУ имеется 20 кабинетов, спортивный зал, спортивные площадки (волейбол, баскетбол), библиотека, столовая на 90 посадочных мест. Имеется кабинет логопеда и психолога для индивидуальных и групповых занятий, кабинет медицинского работника, кабинет социальнобытовой ориентировки. Школа функционирует в двух зданиях. Оборудован 1 компьютерный класс. Во всех кабинетах ОУ установлены компьютеры, мультимедиа проекторы. Во всех учебных кабинетах заменены учительские столы и стулья. Проведен косметический ремонт коридоров, туалетов, лестничных площадок, столовой, спортивного зала. В здании школы действует автоматическая пожарная сигнализация и система видеонаблюдения. Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I – IV классы (I вариант) Предметные области Классы Количество часов в неделю Всего I II III IV 3 3 2 3 4 2 3 4 2 3 4 2 12 15 8 3 и 2 4 1 4 1 4 1 15 5 Музыка Рисование (изобразительное искусство) 5. Физическая Адаптивная культура физическая культура 2 1 1 1 1 1 1 1 5 4 3 3 3 3 12 6. Технологии Ручной труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1. Русский язык 2. Мир природы и человека 3. Ручной труд Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 2 21 - 1 20 3 1 20 3 1 20 3 5 81 9 21 1 1 1 23 1 1 1 23 1 1 1 23 90 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): логопедические занятия ритмика развитие психомоторных и сенсорных процессов Внеурочная деятельность Всего: 6 6 6 6 24 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 12 4 8 4 31 4 33 4 33 4 33 16 130 Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая Русский язык практика Чтение Речевая практика 2. Математика 3. Естествознание Математика Мир природы человека 4. Искусство Годовой учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I – IV классы (I вариант) Предметные области Классы Количество часов в год Учебные предметы I II III IV 99 99 66 99 66 102 136 68 136 34 102 136 68 136 34 102 136 68 136 34 405 507 270 507 168 66 33 34 34 34 34 34 34 168 135 99 102 102 102 405 66 693 - 34 680 102 34 680 102 34 680 102 168 2733 306 693 34 34 34 782 34 34 34 782 34 34 34 782 102 102 102 3039 198 204 204 204 810 Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык практика 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика 2. Математика 2.1.Математика 3. Естествознание 3.1.Мир природы и человека 4. Искусство 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство 5. Физическая 5.1. Физическая культура культура 6. Технологии 6.1. Ручной труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1. Русский язык 2. Мир природы и человека 3. Ручной труд Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): логопедические занятия ритмика развитие психомоторных и сенсорных процессов Внеурочная деятельность Всего к финансированию Всего 99 33 66 102 34 68 102 34 68 102 34 68 132 1023 136 1122 136 1112 136 1122 405 135 270 540 4389 Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в I классе, 34 учебных недели во II - IV классах). Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) V- IX класс (I вариант) Предметные области Классы V Количество часов в неделю VI VII VIII IX Всего 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 20 20 4 2 2 1 2 4 2 2 2 2 - 3 1 2 2 2 2 - 3 1 2 2 2 2 - 3 1 2 2 2 2 - 17 3 4 6 8 10 2 6 1 2 2 2 2 2 2 10 6 27 2 6 28 2 7 29 2 7 29 2 7 29 2 33 142 10 1 1 1 1 1 1 1 1 Максимально допустимая недельная 29 нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область 6 (коррекционные занятия и ритмика) 30 31 31 31 152 6 6 6 6 30 Внеурочная деятельность: 4 4 4 4 4 20 Всего к финансированию 39 40 41 41 41 202 Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая Русский язык практика Чтение (Литературное чтение) 2. Математика Математика Информатика 3. Естествознание Природоведение Биология 4. Человек и География общество Основы социальной жизни Мир истории История Отечества 5. Искусство Музыка Рисование (Изобразительное искусство) 6. Физическая Адаптивная физическая культура культура 7. Технологии Профильный труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика Профильный труд Адаптивная физическая культура Годовой учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) V- IX класс (I вариант) Предметные области Классы V Количество часов в год VI VII VIII IX Всего 136 136 136 136 136 136 136 136 136 136 680 680 136 68 68 136 68 68 68 102 34 68 68 68 102 34 68 68 68 102 34 68 68 68 578 102 136 204 272 340 34 68 68 - 68 - 68 - 68 - 68 204 34 68 68 68 68 68 68 340 204 918 204 952 238 986 238 986 238 986 1122 4828 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика Профильный труд Адаптивная физическая культура 68 68 68 68 68 340 34 34 34 34 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия): 986 1020 1054 1054 1054 5168 204 204 204 204 204 1020 Внеурочная деятельность: 136 136 136 136 136 680 Всего к финансированию 1326 1360 1394 1394 1394 6868 Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и Русский язык речевая Чтение практика (Литературное чтение) 2. Математика Математика Информатика 3. Природоведение Естествознание Биология 4. Человек и География общество Основы социальной жизни Мир истории История Отечества 5. Искусство Музыка Рисование (Изобразительное искусство) 6. Физическая Адаптивная физическая культура культура 7. Технологии Профильный труд Итого 34 34 34 34