Родная литература (на русском языке) 10 -11 классы

Приложение.
Утверждена
В составе ООП СОО
Приказ № 56 от 19.05.22г.

Рабочая программа
Курса « Родная литература» ( на русском языке) предназначена для обучающихся 10 11 классов МАОУ « Совхозная средняя общеобразовательная школа №10».
Программа составлена :
•
с
учетом
требований
федерального
государственного
образовательного
стандарта среднего общего образования;
• с учётом особенностей образовательного учреждения, закрепленных в основной
образовательной программе МАОУ « Совхозная СОШ №10»;
• с учётом образовательных потребностей и запросов обучающихся 10-11 классов МАОУ
« Совхозная СОШ №10»;
Рабочая программа по «Родной литературе (русской)» на основе следующих документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы
среднего общего образования.
5. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом
Минобрнауки России от 17.05.2012 №413; (с изменениями, внесенными приказами
Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1645, от 31 декабря 2015 года № 1578),
на основе примерной программы «Русский язык», входящей в состав Примерной
основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена
Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол
заседания от 28 июня 2016 г. № 2/16-3)Рабочая программа учебного предмета «Родная
литература» разработана для обучения учащихся 10-11 классов с учетом:
 «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
 «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской
Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017
№ 1155;
 перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской
Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ41/08).
В 2022-23 учебном году МАОУ «Совхозная средняя общеобразовательная школа
№10» работает по образовательной программе среднего общего образования (10-11
классы) по ФГОС ООО, который предусматривает изучение предмета «Литература» в 10

классе в количестве 105 часов за год, т.е. 3 часа в неделю. Предметная область «Родной
язык и родная литература» на уровне среднего общего образования реализуется в 10-11
классах через изучение учебных предметов «Родной язык» (0,5 часа) и «Родная
литература» (0,5 часа). Рабочая программа по «Родной литературе (русской)» в 10-11
классах модифицирована по количеству часов, то есть 17 часов в год.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная русская
литература»
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная русская литература»
Реализация программы способствует достижению личностных результатов:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
10) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
11) осознание ценности литературы как ядра национальной культуры, объединяющего
эпохи и поколения в «русский мир».
Реализация программы нацелена на достижение метапредметных результатов:
Выпускник научится:

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;

владеть основами самоконтроля, самооценки;




















определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно
оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других
искусств;
понимать ценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к ней;
оценивать
собственную
учебную
деятельность:
свои
достижения,
самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
определять гуманистические, демократические и традиционные ценности русского
народа;
определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;
осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности
семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи;
основам прогнозирования;
отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой
социализированной и внутренней речи.
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая
концептуальные) для решения учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Предметные результаты изучения учебного предмета "Родная русская литература"
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание основных произведений отечественной литературы, приводя
примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обосновывать выбор художественного произведения
для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его
проблематику (скрытые в нем смыслы и подтексты);
в устной форме, а также в письменной форме использовать для раскрытия тезисов
своего высказывания указание на соответствующие фрагменты произведения, носящие
проблемный характер и требующие анализа;
в устной и письменной форме давать объективное изложение текста, характеризуя
произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения,
показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге
раскрывая сложность созданного художественного мира произведения;
- обобщать и анализировать свой читательский опыт, анализировать жанрово-родовой
выбор автора; раскрывать особенности развития и связей элементов художественного
мира произведения, место и время действия; способы изображения действия и его

развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их
характеров;
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости.
анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь его частей определяет
структуру произведения и обусловливает его эстетическое воздействие на читателя
(например, выбор зачина и концовки произведения, открытого или закрытого финала,
противопоставлений в системе образов
персонажей и пр.);
- анализировать произведения или их фрагменты, в которых для осмысления точки
зрения автора и/или героев требуется отличать, что прямо заявлено в тексте, от того, что
действительно подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его
уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к
литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, интернет-ресурсов и т.
д.).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведений (например, кино- или театральную постановку; запись художественного
чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как интерпретируется
исходный текст;
—
узнать об историко-культурном подходе в литературоведении;
—
узнать об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
—
узнать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом,
эпохой;
—
анализировать произведения современной литературы;
—
рассматривать книгу как нравственный ориентир;
—
свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы,
предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и
драма), жанры всех трех родов, литературные направления и проч.

Раздел 2. Содержание учебного предмета «Литература»
10 класс
Проблемно-тематические блоки
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и
другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество,
первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и
Высшие начала).
Даль Владимир Иванович (1801-1872) «Толковый словарь живого великорусского
языка», сказки.
Ф.М. Достоевский
Роман «Идиот» (обзор). Судьба и облик главного героя романа – князя Мышкина.
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные
отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни
человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»
Л.Н. Толстой
«Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий»
А.П. Чехов
Рассказы «Душечка», «Дама с собачкой». Пьеса «Три сестры»
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека;
человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности,
интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и
государственные законы; жизнь и идеология).
Д.В. Григорович
Рассказ «Гуттаперчевый мальчик»
Аксаков Константин Сергеевич, поэзия, публицистика
Герцен Александр Иванович (1812-1870) «Кто виноват?»
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и
покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная
цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Глинка Федор Николаевич (1876-1880) поэмы «Карелия» и «Таинственная
капля».«Духовные стихотворения».

В.М. Гаршин
Рассказ «Красный цветок»
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности
в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода
человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в
проектах будущего).
Г.И. Успенский
Эссе «Выпрямила»

11 класс
Проблемно-тематические блоки
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и
другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество,
первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и
Высшие начала).
В.Я. Брюсов
Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи
природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик»,
«Творчество», «Родной язык».
«Юному поэту», «Я»
Г.Н. Щербакова
Повесть «Вам и не снилось»
Б.А. Ахмадулина
Л.Н. Мартынов
Ю.П. Казаков
Рассказ «Во сне ты горько плакал»
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные
отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни
человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Е.И. Носов
Повесть «Усвятскиешлемоносцы»
Ю.В. Трифонов

Повесть «Обмен»
А.Н. Арбузов
Пьеса «Жестокие игры»
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека;
человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности,
интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и
государственные законы; жизнь и идеология).
А.А. Фадеев
Романы «Молодая гвардия»
Э.Веркин
Повесть «Облачный полк»
В.С. Маканин
Рассказ «Кавказский пленный»
З. Прилепин
Роман «Санькя»
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и
покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная
цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Н.А. Заболоцкий
Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то в поле,
возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый
Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…»
Н.М. Рубцов
Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня»,
«Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»
Л.С. Петрушевская «Новыеробинзоны»
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности
в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода
человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в
проектах будущего).
Ю.О. Домбровский
Роман «Факультет ненужных вещей»

В.Ф. Тендряков
Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
10 класс
№
1
2
3
4
5

Тема раздела
Личность
Личность и семья
Личность – общество – государство
Личность – природа – цивилизация
Личность – история – современность
Резерв

Количество часов
4
5
3
2
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 11 класса С УКАЗАНИЕМ
КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№
Тема раздела
Количество часов
1
2
3
4
5

Личность
Личность и семья
Личность – общество – государство
Личность – природа – цивилизация
Личность – история – современность
Резерв

3
3
4
3
3
1

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование по родной русской литературе
для 10 класса
17 часов, 0.5 часа в неделю
Дата
Тема раздела
№ Тема урока
учебного курса
Личность
1
Даль Владимир Иванович «Толковый словарь
живого великорусского языка»: человекмыслитель и человек-деятель
2
Нравственная основа сказок В.И. Даля
Ф.М. Достоевский «Идиот» (обзор): человек
перед судом своей совести, , я и другой,
индивидуальность и «человек толпы»
3
Судьба человека; конфликт долга и чести: образ
князя Мышкина.
Личность и семья
4
Особенности драматургии А.В. СуховоКобылина. Трилогия «Свадьба Керчинского»:
семейные и родственные отношения в комедии
5
Место человека в семье и обществе:Л.Н.
Толстой «Смерть Ивана Ильича»
6
Истинные и ложные ценности в повести Л.Н.
Толстого «Отец Сергий»
7
Мужчина и женщина, любовь и доверие в
жизни человека в прозе А.П. Чехова
8
Личность
общество
государство

– 9
–
10

11

Личность
природа
цивилизация

12
– 13
–
14

Личность
история
современность

– 15
–
16

А.П. Чехов
«Три сестры»: поколения,
традиции, культура повседневности
Д.В. Григорович рассказ «Гуттаперчевый
мальчик»:влияние социальной среды на
личность человека
Человек
и
государственная
система;
гражданственность
и
патриотизм
в
публицистике К.С. Аксакова
Интересы
личности,
интересы
большинства/меньшинства
и
интересы
государства в романе А.Герцена «Кто
виноват?»
Художественные особенности прозы А.Герцена
Человек и природа; проблемы освоения и
покорения природы в поэзии Ф.Н. Глинки.
«Духовные стихотворения».
Поэтика рассказов В.М. Гаршина: цивилизация,
ее проблемы и вызовы
Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе
«Выпрямила», рассказ «Пятница»
Семинар «Основные проблемы и темы
художественной и публицистической
литературы 19 века»

17

Резерв

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование по родной русской литературе
для 11 класса
17 часов, 0.5 часа в неделю
Дата
По
плану

Тема раздела
учебного курса

№

Тема урока

Личность

1

Человек-мыслитель и человек-деятель в поэзии
В. Брюсова
(Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие
гунны», «Есть что-то позорное в мощи
природы...», «Неколебимой истине...»,
«Каменщик», «Творчество», «Родной язык».
«Юному поэту», «Я»)
Человек перед судом своей совести Г.Н.
Щербаковой «Вам и не снилось».
Судьба человека, становление личности
конфликт долга и чести в поэзии Б.А.
Ахмадулиной и Л.Н. Мартынова
Детство, отрочество, личность и мир в рассказе
Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакал»
Семейные и родственные отношения в повести
Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы»
Семейные и родственные отношения в повести
Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы»
Мужчина, женщина, ребенок в семье, любовь и
доверие в жизни человека: пьеса А.Н. Арбузова
«Жестокие игры»
А.А. Фадеев «Молодая гвардия»:
влияние социальной среды на личность
человека
Гражданственность
и
патриотизм
как
национальные
ценности
в
повести
Э.Веркина«Облачный полк»
В.С. Маканин «Кавказский пленный»: человек и
государственная система
Законы морали и государственные законы;
жизнь и идеология в романе З. Прилепина
«Санькя»
Н.А. Заболоцкий: основные темы и проблемы
лирики
(Стихотворения:«В жилищах наших», «Вчера, о
смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле
Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо
коня», «Метаморфозы».«Новый Быт», «Рыбная

Дано

2

3
Личность и семья

4
5
6

Личность –
общество –
государство

7

8

9
10
Личность –
природа –
цивилизация

11

12

13

Личность –
история –
современность

14

15
16

17

лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в
природе…»)
Человек и природа; проблемы освоения и
покорения природы в лирике Н.М. Рубцова
(Стихотворения:«В горнице», «Видения на
холме», «Звезда полей», «Зимняя песня»,
«Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя
родина!», «Русский огонек», «Стихи»)
Комфорт
и
духовность;
современная
цивилизация, ее проблемы и вызовы в рассказе
Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны»
Роль личности в истории, свобода человека в
условиях абсолютной несвободы в романе Ю.О.
Домбровского
«Факультет ненужных вещей»
Историческое время в рассказе В.Ф. Тендрякова
«Пара гнедых»
Вечное и исторически обусловленное в жизни
человека и в культуре: В.Ф Тендряков «Хлеб
для собаки»
Резерв

Приложение 2
Оценочные материалы для текущей и промежуточной аттестации по литературе
Разработка контрольно-измерительных материалов для проведения текущей,
промежуточной и итоговой аттестации разрабатываются с учётом особенностей каждого
конкретного класса. При разработке КИМ используются:
1 Валагин А. П. Вопрос и ответ: русская литература 18 век. Справочное
пособие для старшеклассников и абитуриентов. – Воронеж. «Родная речь»,
1995 – 128 стр.
2 И. В. Золотарѐв. Т. И, Михайлова. Поурочные разработки по русской
литературе 19 века. 10 класс 1 и 2 полугодие. – Москва «ВАКО». 2003 –
368+368 стр.
3 Контрольно-измерительные материалы. Литература: 11 класс Составитель
– Е.С.Ершова Москва «Вако» 2018
4 BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской
библиотеки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliogid.ru,
свободный.
5 http://www.prosv.ru/ebooks/Todorov_Literat_Olimpiadi/5.html, свободный.
6 Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:
http://likhachev.lfond.spb.ru, свободный.
7 Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII–
XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ) [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: www.a4format.ru,
8 Виртуальный музей литературных героев [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.likt590.ru/project/museum/, свободный.
9 Инфотека методических материалов по литературе [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://infoteka.intergu.ru/index.
10 Клуб учителей литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.proshkolu.ru/club/lit/, свободный.
11 Методика преподавания литературы [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:
http://metlit.nm.ru, свободный.
12 Методико-литературный Интернет-сервис [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://mlis.ru, свободный.
13 Универсальная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: www.wikipedia.ru, свободный.
14 Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.feb-web.ru, свободный.
15 Чехов А.П. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chehov.niv.ru/,
свободный.
16Электронныесловари [Электронный
www.slovari.ru,свободный

Приложение 3

Корректировка рабочей программы
по изобразительному искусству
20__/20__ учебный год
учитель Мустафина Эльвира Фаниловна

Класс/проведено
Не
уроков
проведено

Тема

Количество
Причина
Способ
часов
корректировки корректировки
план факт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».