Приложение. Утверждена В составе ООП СОО Приказ № 56 от 19.05.22г. Рабочая программа курса по родному (русскому) языку для 10-11 классов МАОУ « Совхозная средняя общеобразовательная школа №10» составлена на основании следующих нормативноправовых документов: 1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010г 2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5). 3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2022-2023 учебный год. Согласно учебному плану программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю) в 10 классе и 17 часов в 11 классе (0,5 часа в неделю). Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Место предмета «Родной язык» в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка в 10 классе – 17 часов, 11 класс-17 часов, что соответствует учебному плану школы. Главная цель данного курса — воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения; развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт изучения художественных произведений; постижение языковых способов создания художественного мира произведений; овладение языком как средством выражения собственных мыслей и чувств, совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном. Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Требования к уровню подготовки (к знаниям, умениям, навыкам) обучающихся за курс 10-11 классов В результате изучения родного (русского языка) на базовом уровне ученик должен знать/понимать: • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официальноделового стилей, языка художественной литературы; • особенности основных жанров научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи; • основные единицы языка, их признаки; • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; уметь: • различать разговорную речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы; • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; • различать разговорную речь и язык художественной литературы; • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога; • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным языковым материалом; • извлекать информацию из различных источников; • находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическими словарями; • находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами; • производить фонетический, морфемный, морфологический разбор слов, синтаксический разбор предложений (с двумя главными членами); аудирование и чтение • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию); • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; говорение и письмо • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект); • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление); • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности к прочитанному, услышанному, увиденному; • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества; • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов. В программе реализована коммуникативная и функциональная направленность обучения русскому языку, намечены пути развития речевой способности обучающихся. Содержание учебного предмета «Русский язык» в 10-11 классах Базовый уровень Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Язык как система. Основные уровни языка.Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка. Речь. Речевое общение Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста. Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации. Культура речи Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи.Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью. Культура видов речевой деятельности ― чтения, аудирования, говорения и письма. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи. Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: 6 орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование. Приложение 1 Календарно-тематический план учебного предмета « родной язык» ( русский), 10 класс № урока Тема урока Кол-во часов Язык и культура 5 1 Русский язык в Российской Федерации и в современном мире 1 2 Система русского языка, его единицы и уровни. 1 Русский язык как развивающееся явление 3 Основные тенденции активных процессов в современном русском языке. «Неологический бум» русского языка в 21 веке, его причины 1 4 Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском языке слов, их стилистическая переоценка 1 5 Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни современного общества» 1 Культура речи 6 6 Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. 1 7 Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Речевая избыточность и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости 1 8 Основные грамматические нормы современного русского литературного языка 1 Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. 9 Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. 1 10 Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. 1 Дата проведения 11 12 Контрольная работа по теме «Современные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского языка» 1 Речевая деятельность. Текст. 6 Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения. 1 Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. 13 Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Риторика остроумия 1 14 Категория монолога и диалога как формы речевого общения. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика 1 15 Р/р Публичное выступление (практическое занятие) 1 16 Функциональные разновидности языка. Публицистический, научный, официально-деловой стили речи. Язык художественной литературы. Разговорная речь 1 17 Защита проекта по выбранной теме 1 Примерные темы проектных и исследовательских работ Жанр интервью в современных газетах Искусство вести беседу Телевидение и литература: что окажется сильнее Как влияют социальные сети на язык. Край родной в легендах и преданиях. Научные открытия А.А. Шахматова. Причины заимствования в современном русском языке. Приемы речевого воздействия в газетных публикациях. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Структурные особенности русских метафор. Средства речевой выразительности в различных типах политического текста (на материале предвыборных публикаций). Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия. Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ. Сетевой знак @ в разных языках. Слоганы в языке современной рекламы. Являются ли жесты универсальным языком человечества? Роль "ников" в интернете. Язык как отражение национального характера. Место русского языка среди других предметов в нашей школе. Языковой портрет ученика нашей школы. Как влияют социальные сети на язык? Особенности языка СМС сообщений. Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий. Календарно-тематическое планирование (11 класс) № урока Тема урока Кол-во часов Язык и культура 3 1 Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания 1 2 Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь») 1 3 Н. Помяловский о разнообразии языка. 1 Культура речи 9 Основные нормы современного литературного 1 4 произношения и ударения в русском языке. 5 Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии 1 6 Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в 1 произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и других русских писателей 7 Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе» 1 8 Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества» 1 9 Морфологические нормы как выбор вариантов 1 морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов. 10 Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных 1 предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи 11 Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. 1 Дата проведения Телефонный этикет в деловом общении. 12 Контрольная работа по теме 1 «Грамматические нормы русского языка» 13 Речевая деятельность. Текст. 5 Речевые жанры монологической речи: доклад, 1 поздравительная речь, презентация Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты 14 Признаки текста. Виды связей предложений в 1 Тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста. 15 Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат 1 16 Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом 1 17 Защита проекта по выбранной теме 1 Приложение 2 Оценочные материалы для текущей и промежуточной аттестации по литературе Разработка контрольно-измерительных материалов для проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации разрабатываются с учётом особенностей каждого конкретного класса. При разработке КИМ используются: Интернет – ресурсы: 1. Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny 2. Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop 3. Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm 4. Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova 5. Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru 6. Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types 7. Кругосвет — универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru 8. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru 9. Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru 10. Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs 11. Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL: https://studiorum-ruscorpora.ru 12. Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html 13. Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru 14. Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru 15. Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki 16. Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru 17. Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/ 18. Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru 19. Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash 20. Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru 21. Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me 22. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru 23. Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru 24. Словарь молодежного сленга. URL: http://teenslang.su 25. Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL: http://docstyle.ru Стихия: классическая русская/ советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya 26. Учительская газета. URL: http://www.ug.ru 27. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://etymolog.ruslang.ru Приложение 3 Корректировка рабочей программы по изобразительному искусству 20__/20__ учебный год учитель Мустафина Эльвира Фаниловна Класс/проведено Не уроков проведено Тема Количество Причина Способ часов корректировки корректировки план факт