Родной (русский) язык 10-11 классы

Приложение.
Утверждена
В составе ООП СОО
Приказ № 56 от 19.05.22г.

Рабочая программа
курса по родному (русскому) языку для 10-11 классов МАОУ « Совхозная средняя
общеобразовательная школа №10» составлена на основании следующих нормативноправовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации №1897 от 17.12.2010г
2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5).
3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2022-2023
учебный год.
Согласно учебному плану программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в
неделю) в 10 классе и 17 часов в 11 классе (0,5 часа в неделю).
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и
навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Место предмета «Родной язык» в базисном учебном плане. Федеральный базисный
учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка в 10 классе – 17
часов, 11 класс-17 часов, что соответствует учебному плану школы.
Главная цель данного курса — воспитание гражданственности и патриотизма,
любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;
развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке,
обогащение словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать,
классифицировать языковые факты, расширение лингвистического кругозора учащихся за
счёт изучения художественных произведений; постижение языковых способов создания
художественного мира произведений; овладение языком как средством выражения
собственных мыслей и чувств, совершенствование практических, коммуникативных
навыков и умений.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Родной
(русский) язык»
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях —
личностном, метапредметном и предметном.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения
в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том
числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою
речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы
и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в
спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами
речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;
ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным

разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
Требования к уровню подготовки (к знаниям, умениям, навыкам)
обучающихся за курс 10-11 классов
В результате изучения родного (русского языка) на базовом уровне ученик
должен знать/понимать:
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного
языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официальноделового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи;
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
•
различать разговорную речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы;
•
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и
стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
•
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
•
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным
компонентом;
•
различать разговорную речь и язык художественной литературы;
•
владеть различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение) и диалога;
•
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в
соответствии с изученным языковым материалом;
•
извлекать информацию из различных источников;
•
находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и
исправлять их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; пользоваться
орфографическими словарями;
•
находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо
выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в
предложении в соответствии с изученными правилами;
•
производить фонетический, морфемный, морфологический разбор слов,
синтаксический разбор предложений (с двумя главными членами);
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель,
тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной
литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,
изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат,
выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой,
целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и
регулирование межличностных отношений);
•
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике
письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать
паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее
правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному
языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
•
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых,
социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических
средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
•
использования родного языка как средства получения знаний по другим
учебным предметам и продолжения образования.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:
текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов,
предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных
(«Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных
работ, комплексного анализа текстов.
В программе реализована коммуникативная и функциональная направленность
обучения русскому языку, намечены пути развития речевой способности обучающихся.

Содержание учебного предмета «Русский язык» в 10-11 классах
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка.Язык и общество. Язык и культура. Язык и
история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в
международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского
национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на
современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия
национальных культур. Проблемы экологии языка.
Речь. Речевое общение

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение,
письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации
речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой
сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и
неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная
стилистика
как
учение
о
функционально-стилистической
дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как
разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического,
официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк,
отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и
др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной
литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной
задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки
зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность,
точность, ясность, выразительность речи.Оценка коммуникативных качеств и
эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной
речью.
Культура видов речевой деятельности ― чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности
речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах
общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм русского литературного
языка: 6 орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические,
грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические
нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных
умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их
использование.

Приложение 1
Календарно-тематический план учебного предмета « родной язык» ( русский),
10 класс
№ урока

Тема урока

Кол-во
часов

Язык и культура

5

1

Русский язык в Российской Федерации и в
современном мире

1

2

Система русского языка, его единицы и уровни.

1

Русский язык как развивающееся явление
3

Основные тенденции активных процессов в
современном русском языке. «Неологический бум»
русского языка в 21 веке, его причины

1

4

Изменение значений и переосмысление имеющихся в
русском языке слов, их стилистическая переоценка

1

5

Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни
современного общества»

1

Культура речи

6

6

Основные орфоэпические нормы современного
русского языка. Типичные акцентологические ошибки
в современной речи.

1

7

Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Речевая избыточность и
точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой
избыточностью. Свободная и несвободная
лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚
связанные с нарушением лексической сочетаемости

1

8

Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка

1

Нормы употребления причастных и деепричастных
оборотов‚ предложений с косвенной речью.
9

Типичные ошибки в построении сложных
предложений. Нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм.

1

10

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие
нетикета. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового
общения.

1

Дата
проведения

11

12

Контрольная работа по теме «Современные
орфоэпические, лексические, грамматические нормы
русского языка»

1

Речевая деятельность. Текст.

6

Понятие речевого (риторического) идеала,
эффективности речевого общения.

1

Оратория: мастерство публичного выступления.
Принципы подготовки к публичной речи.
13

Техника импровизированной речи. Средства речевой
выразительности: «цветы красноречия». Риторика
остроумия

1

14

Категория монолога и диалога как формы речевого
общения. Риторика делового общения. Спор,
дискуссия, полемика

1

15

Р/р Публичное выступление (практическое занятие)

1

16

Функциональные разновидности языка.
Публицистический, научный, официально-деловой
стили речи. Язык художественной литературы.
Разговорная речь

1

17

Защита проекта по выбранной теме

1

Примерные темы проектных и исследовательских работ


Жанр интервью в современных газетах



Искусство вести беседу



Телевидение и литература: что окажется сильнее



Как влияют социальные сети на язык.



Край родной в легендах и преданиях.



Научные открытия А.А. Шахматова.



Причины заимствования в современном русском языке.



Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.



Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности

русской речи.


Структурные особенности русских метафор.



Средства речевой выразительности в различных типах политического текста (на
материале предвыборных публикаций).



Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия.



Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в

современных СМИ.


Сетевой знак @ в разных языках.



Слоганы в языке современной рекламы.



Являются ли жесты универсальным языком человечества?



Роль "ников" в интернете.



Язык как отражение национального характера.



Место русского языка среди других предметов в нашей школе.



Языковой портрет ученика нашей школы.



Как влияют социальные сети на язык?



Особенности языка СМС сообщений.



Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий.

Календарно-тематическое планирование (11 класс)
№ урока

Тема урока

Кол-во
часов

Язык и культура

3

1

Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты
художественной литературы как единство формы и
содержания

1

2

Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А.
Пушкин «Скупой рыцарь»)

1

3

Н. Помяловский о разнообразии языка.

1

Культура речи

9

Основные нормы современного литературного

1

4

произношения и ударения в русском языке.
5

Написания, подчиняющиеся морфологическому,
фонетическому, традиционному принципам русской
орфографии

1

6

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и
употребления. Русская фразеология. Роль фразеологизмов
в

1

произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина,
Н. Гоголя и других русских писателей
7

Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в
художественной литературе»

1

8

Словари русского языка. Словари языка писателей.
Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский
язык как основа творчества»

1

9

Морфологические нормы как выбор вариантов

1

морфологической формы слова и ее сочетаемости
с другими формами. Определение рода аббревиатур.
Нормы употребления сложносоставных слов.
10

Синтаксические нормы как выбор вариантов построения
словосочетаний, простых и сложных

1

предложений. Предложения, в которых однородные члены
связаны двойными союзами. Способы оформления чужой
речи. Цитирование.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и
выразительности русской речи
11

Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого
этикета в деловом общении.
Этапы делового общения. Протокол делового общения.

1

Дата
проведения

Телефонный этикет в деловом общении.
12

Контрольная работа по теме

1

«Грамматические нормы русского языка»

13

Речевая деятельность. Текст.

5

Речевые жанры монологической речи: доклад,

1

поздравительная речь, презентация
Речевые жанры диалогической речи: интервью,
научная дискуссия, политические дебаты
14

Признаки текста. Виды связей предложений в

1

Тексте.
Способы изложения и типы текстов. Особенности
композиции и конструктивные приемы текста.
Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка
текста.
15

Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат

1

16

Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони
о Л. Толстом

1

17

Защита проекта по выбранной теме

1

Приложение 2

Оценочные материалы для текущей и промежуточной аттестации по
литературе
Разработка контрольно-измерительных материалов для проведения текущей,
промежуточной и итоговой аттестации разрабатываются с учётом особенностей каждого
конкретного класса. При разработке КИМ используются:
Интернет – ресурсы:
1. Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
2. Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
3. Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М.
Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm
4. Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL:
https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova
5. Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
6. Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
7. Кругосвет — универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
8. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
9. Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru
10. Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
11. Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL:
https://studiorum-ruscorpora.ru
12. Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html
13. Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru
14. Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru
15. Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
16. Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
17. Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
18. Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
19. Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
20. Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru
21. Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
22. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
23. Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ
РАН). URL: http://dict.ruslang.ru
24. Словарь молодежного сленга. URL: http://teenslang.su
25. Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL: http://docstyle.ru Стихия: классическая русская/ советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
26. Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
27. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»:
словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL:
http://etymolog.ruslang.ru

Приложение 3

Корректировка рабочей программы
по изобразительному искусству
20__/20__ учебный год
учитель Мустафина Эльвира Фаниловна
Класс/проведено
Не
уроков
проведено

Тема

Количество
Причина
Способ
часов
корректировки корректировки
план факт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».