Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ОВЗ

МАОУ "
СОВХОЗНА
Я СОШ №
10"

Подписан: МАОУ "СОВХОЗНАЯ СОШ № 10"
DN:
OID.1.2.840.113549.1.9.2=6639009015-668301001011487851379, E=belorech66@mail.ru,
ИНН=006639009015, СНИЛС=11487851379,
ОГРН=1026601982703, T=Директор,
OU=Администрация, O="МАОУ ""СОВХОЗНАЯ
СОШ № 10""", STREET="УЛ ПЕРВОМАЙСКАЯ,
ДОМ 4, КОРП Б", L=Совхозный, S=66
Свердловская область, C=RU, G=Ольга
Владимировна, SN=Михеева, CN="МАОУ ""
СОВХОЗНАЯ СОШ № 10"""
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.06.21 10:29:44+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

1

Содержание
1.

Целевой раздел адаптированной основной общеобразовательной про-

граммы основного общего образования для обучающихся с ОВЗ
1.1. Пояснительная записка

6

1.2. Основные этапы реализации АООП ООО

9

2.

Содержательный раздел АООП ООО

2.1. Общие сведения об учреждении

11

2.2. Программа коррекционной работы
2.2.1. Цели и задачи коррекционной работы

13

2.2.2. Характеристика и содержание направлений коррекционной работы

15

2.2.3. Планируемые результаты коррекционной работы

23

3. Организационный раздел примерной АООП ООО
3.1. Обязательные предметные области и основные задачи реализации

25

содержания предметных областей в рамках АООП ООО
3.2. Система условий реализации АООП ООО
3.2.1. Описание кадровых условий реализации АООП ООО

27

3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации АООП ООО

29

3.3. Организация работы в классах для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным общеобразовательным программам.
3.4. . Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
учащимися инклюзивно в общеобразовательных классах

35

3.5. Организация работы с учащимися индивидуально на дому

38

3.6. Организация работы с детьми-инвалидами

39

3.7. Контроль состояния системы условий реализации адаптированной образовательной программы
3.8. Управление реализацией адаптированной образовательной программы

40

2

36

42

Паспорт Программы
Наименование программы

Адаптивная образовательная программа основного общего
образования

Основания для разработки
программы

Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года

Заказчики программы
Разработчики программы
Основные исполнители
программы

Учредитель, родители
Директор, администрация, педагогический коллектив
Директор, администрация, педагогический коллектив, учащиеся,
родители

Сроки реализации
Конечная цель

Пять лет (5-9 классы)– для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Оптимизация модели адаптивной школы, обеспечивающей
успешное освоение общеобразовательных программ
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и
детьми инвалидами
1.Обеспечить условия для реализации прав учащихся с ОВЗ на
получение бесплатного образования.
2.Организовать качественную коррекционно-реабилитационную
работу с обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами.
З. Сохранять и укреплять здоровье учащихся с ОВЗ на основе
совершенствования образовательного процесса.
4.Способствовать созданию благоприятного психологопедагогического климата для реализации индивидуальных
способностей учащихся с ОВЗ.
5.Расширять материальную базу и ресурсное обеспечение
школы для организации обучения детей с ОВЗ.
6.Совершенствовать систему кадрового обеспечения.
7.Создавать условия для повышения профессионализма
педагогических работников

Задачи учреждения

Основные направления
программы

1.Создание условий для формирования адаптивной
образовательной системы по отношению к образовательным
запросам учащихся, воспитанников и их родителей, а также
современного общества.
2. Создание условий для организации коррекционной работы с
обучающимися с ОВЗ, а также детьми инвалидами и учащихся
на основе индивидуальной программы реабилитации.
З. Создание условий, обеспечивающих охрану жизни,
сохранение и укрепление здоровья и развитие учащихся во
время образовательного процесса.
4.Создание условий для развития инновационной деятельности
педагогов через повышение профессионального мастерства,
мотивацию профессиональной деятельности.

2

Организация работы с
обучающимися
с особыми
образовательными
потребностями

Ожидаемые результаты релизации Программы

1.Организация работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья, обучающимися инклюзивно в
общеобразовательных классах.
2.Организация работы с детьми, обучающимися индивидуально
на дому.
3. Организация работы с детьми – инвалидами.
Обеспечение высокого уровня качества образования
для обучающихся с ОВЗ. Достижение высоких показателей
коррекционной работы:
- подготовка обучающихся к государственной итоговой
аттестации;
- взаимодействие с дошкольными образовательными
учреждениями по вопросам ранней диагностики отклонений
в развитии.

3

1. Целевой раздел адаптированной основной общеобразовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ОВЗ
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа основного общего образования для
обучющихся с ОВЗ разработана в соответствии с нормативными документами:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
 Порядок
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего
общего образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г.);
Постановление Правительства РФ «О государственной программе
Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» от 17 марта 2011
г.№175;
 Письмо №01-01/5893 от 17.08.2011 г. Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области «О внесении изменений в базисный учебный
план»;
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2010г. №ИК-1494/19 «О
введении третьего часа физической культуры», Методические рекомендации о
введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки
обучающихся общеобразовательных учреждений РФ;
 Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010
№189«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации
обучения
в
общеобразовательных учреждениях» с изменениями, внесёнными постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85;

 Устав школы;
 Нормативно-правовые акты ОО.
Цель реализации адаптированной образовательной программы - оптимизация модели адаптивной
школы, обеспечивающей успешное освоение общеобразовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами. В основу разработки АООП
заложены дифференцированный и деятельностный подход.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации учреждением адаптированной
образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих
основных задач:
1.Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного
образования;
2.Организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с обучающимися с
различными формами отклонений в развитии;
3.Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования
образовательного процесса;
4.Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации
индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
5.Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации
обучения детей с ОВЗ.

4

Основные мероприятия программы:
-Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ
общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной
адаптации данной категории детей.
-Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных,
цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений,
поведения; привитие доброжелательности, терпимости, сострадания, сопереживания.
-Создание безопасных условий для обучения и воспитания обучающихся.
-Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного
процесса.
-Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с
ОВЗ.
Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий,
поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику
построения учебного процесса и находит своё отражение в структуре и содержании образования.
Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития
разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех
обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через
содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
-раннее получение специальной помощи средствами образования;
-психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и
образовательной организации;
-постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной
организации.
Для обучающихся с ОВЗ осваивающих адаптированную основную образовательнуюпрограмму
основного общего образования, характерны специфические образовательныепотребности:
-возможно увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы
ООО;
-наглядно-действенный характер содержания образования;
-упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
-специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
-необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
-обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учётом
функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических
процессов обучающихся с ЗПР;
-использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
-стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего
мира и во взаимодействии с ним;
-специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной
регуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
-специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации.

5

Общая характеристика адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования
Обучаясь по адаптированной основной образовательной программе основного общего образования,
обучающийся с ОВЗ получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту
завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников. Сроки получения
основного общего образования обучающимися с ОВЗ могут быть пролонгированы с учётом
психофизических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории
обучающихся. Нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся с ОВЗ 5 лет.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации
как общих, так и особых образовательных потребностей.
АООП основного общего образования обучающихся с ОВЗ при необходимости
индивидуализируется. К адаптированной основной образовательной программе с учётом
образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся может быть создано несколько
учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы.
АООП НОО обучающихся с ОВЗ может быть реализована в разных формах: как совместно с
другими здоровыми обучающимися, так и в отдельных классах, группах.
Определение варианта образовательной программы для обучающегося с ОВЗ осуществляется на
основе рекомендаций ПМПК, сформулированным по результатам его комплексного обследования,
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих академический компонент
адаптированной основной образовательной программы, сохраняется в традиционном виде. При
этом, обучающийся с ОВЗ, осваивающий АООП ООО имеет право на прохождение текущей,
промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах, предусмотренных
Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Планируемые результаты освоения учащимися адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования
Самым общим результатом освоения АООП ООО обучающихся с ОВЗ должно стать полноценное
основное общее образование.

6

1.2. Основные этапы реализации АООП:
этап - Диагностико-прогностический, который включает в себя:
- создание постоянно действующей системы мониторинга уровня обученности,
воспитанности и развития учащихся;
-подготовка
информационно-статистических
данных,
отслеживающих
качество
образовательных услуг, оказываемых школой;
- охрана прав учащихся;
- учебный план и его соответствие контингенту учащихся;
- создание специальных условий для успешной коррекции;
- создание системы самореализации учащихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной
школы;
создание инклюзивного образовательного пространства в школе.
Предполагаемые результаты по 1 этапу:
- определение наиболее «уязвимых» и «сильных» сторон в действующей модели образовательного
учреждения: высокий, средний, низкий;
- разработка наиболее приемлемых форм и методов обучения, способствующих включению детей с
ОВЗ в образовательную среду.
1

этап - Проектный этап предполагает:
- разработку оптимальной модели адаптивной школы, на основе данных мониторинга, учета
социально-экономических условий региона;
-корректировка учебных планов и программ, разработка индивидуальных траекторий
развития;
-создание гибких организационных форм обучения, воспитания в контексте индивидуальнодифференцированной педагогической работы, направленной на формирование
комплексного подхода к обучающимся с ОВЗ.
Предполагаемые результаты по 2 этапу:
- создание благоприятных условий для обучения детей с ОВЗ;
- развитие адаптивно-развивающей (в том числе и безбарьерной) среды в школе, совершенствование
материально-технической базы образовательного учреждения для всех детей с ограниченными
возможностями здоровья, независимо от сложностиструктуры дефекта;
- оптимизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических
работников, работающих с детьми с инвалидностью.
2

3 этап - Корректировочный, который предполагает:
использование новых форм и функций, направленных на достижение оптимального уровня
развития каждым обучающимся с ОВЗ;
- переход к типу, в котором успешно осуществляется социально-педагогическая,
социокультурная деятельность.
Предполагаемые результаты по 3 этапу:
-создание эффективно работающей модели адаптивной школы обеспечивающей успешное освоение
общеобразовательных программ, социализацию учащихся, выпускников в современном обществе;
развитие системы обучения детей и подростков с инвалидностью с использованием
дистанционных образовательных технологий, в том числе по индивидуальным траекториям
развития.
-

7

2. Содержательный раздел АООП
2.1. Общие сведения об образовательном учреждении
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Совхозная
средняя
общеобразовательная школа №10»
Юридический адрес: 624046 Свердловская область, Белоярский район, пос. Совхозный, ул.
Первомайская, 4б
Телефоны: 8(34377) 4-51-80
Факс:
8(34377) 4-51-80
E-mail:
Sovh_school10@mail.ru
Учредитель: Администрация муниципального образования Белоярский городской округ
Регистрация Устава. Регистрационное свидетельство серия 66 № 006835346 от 21.03.2012г.
Действующая лицензия серия 66 № 003501 от 24.04.2012 г; регистрационный № 15869
МАОУ « Совхозная средняя общеобразовательная школа №10» открыта в 1974 году.
Учредитель школы: Управление образования МО Белоярский городской округ.
Школа создает все необходимые предпосылки, условия и механизмы для обеспечения
возможностей получения качественного, доступного образования детям, проживающим на
территории поселка Совхозного, деревни Хромцово. В своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», указами
Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации;
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации – Свердловской области,
Уставом и локальными правовыми актами школы. Образовательная деятельность ведется согласно
лицензии, свидетельства о государственной аккредитации.
Здание школы – типовое, имеется еще одно здание, где занимаются учащиеся начальной
школы (1-4 классы). Школа имеет определенную материально-техническую базу: спортзал,
лыжную базу, спортивные площадки, стадион, библиотеку, столовую, медицинский кабинет.
Учебные занятия проводятся в кабинетах, русского языка, математики , химии, физики,
информатики, географии , технологии, начальных классов. В кабинетах физики, химии и биологии
созданы условия для выполнения практической части программ. Оборудован компьютерный класс.
Техническое состояние школы – удовлетворительное.
Организация учебного процесса регламентируется учебным планом, календарным учебным
графиком. Режим работы школы – пятидневная учебная неделя с шестым развивающим днем.
Продолжительность урока – 40 минут. Среднее количество уроков в день 5-7. Расписание уроков
составляется с учетом санитарно-гигиенических норм и согласовывается с ЦГСЭН.
Вторая половина дня, суббота – индивидуальные консультации, работа кружков, секций,
общешкольные, классные творческие дела.
За последние годы контингент обучающихся стабилен. Движение учащихся происходит
по объективным причинам и не вносит дестабилизацию в процесс развития школы.
Образовательное пространство школы охватывает детей с 6,5 лет. Ежегодно учителями школы
проводится обход микрорайонов, с целью учета детей (за каждым учителем закреплен определенный
микрорайон).
Подвоз обучающихся из деревни Хромцово на занятия школьным автобусом осуществляется
согласно графику. Ежедневно на учебные занятия подвозится 39-42 человека.
В школе обучается 319 человек, из них 23 человека - обучающиеся с ОВЗ (9 чел. - УО, 11
чел.- ЗПР, 3 чел. – дети-инвалиды).
В целях охраны и укрепления здоровья обучающихся в школе организовано горячее питание
детей в соответствии с Постановлением Правительства от 20.06.2006 года № 535 ПП «Об
обеспечении питанием учащихся в МОУ Свердловской области». Организовано горячее питание по
утвержденному графику питания. Обучающиеся 1-4 классов, дети-инвалиды, опекаемые, из
многодетных и малообеспеченных семей получают бесплатное питание.

8

Основным фактором, влияющим на качество образования, является профессиональный
уровень педагогических кадров. В Школе учебные предметы ведут специалисты, имеющие
соответствующие образование и уровень квалификации, что говорит о том, что коллектив способен
решать творческие задачи. Школа имеет достаточное кадровое обеспечение, что позволяет в полном
объеме реализовывать поставленные задачи. Педагоги школы систематически повышают свою
квалификацию на различных курсах и семинарах, занимаются самообразованием.
Развитие
кадрового потенциала происходит через организацию таких форм деятельности, как:
- курсовая подготовка;
- работа методических объединений;
- аттестационные процессы;
- научно-исследовательская работа (участие в конференциях, семинарах, выставках);
- самообразование,
- дистанционное обучение.
100 % педагогов школы прошли курсовую подготовку.
2.2. Программа коррекционной работы с учащимися с ОВЗ
2.2.1.Цели и задачи программы коррекционной работы с учащимися с ОВЗ при получении
основного общего образования.
Коррекционная работа с учащимися с ОВЗ представляет собой систему психологопедагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и (или) ослабление
недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся.
Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного
психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с ОВЗ,
позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления
индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы
психолого-медико-педагогической и социальной помощи учащимся с ОВЗ для успешного освоения
основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и
пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социальнопсихологической адаптации личности ребенка.
Задачи программы коррекционной работы:
 определение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и оказание им
специализированной помощи при освоении основной образовательной программы основного общего
образования;
 определение оптимальных специальных условий для получения основного общего
образования учащимися с ОВЗ, для развития их личностных, познавательных,
коммуникативных способностей;
 разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных 
образовательных программ, учебных планов для обучения школьников с ОВЗ с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;
 реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения учащихся с
ОВЗ (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
 реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и
профессиональной ориентации учащихся с ОВЗ;
 обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе
с учащимися с ОВЗ;
 осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с
родителями (законными представителями) учащихся с ОВЗ.

9

В основу программы коррекционной работы положены как общедидактические принципы
(систематичности, активности, доступности, последовательности, наглядности и др.), так и
специальные принципы, ориентированные на учет особенностей учащихся с ОВЗ:
 принцип системности – единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции
нарушений детей с ОВЗ, взаимодействие учителей и специалистов различного профиля в
решении проблем этих детей;
 принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход
пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы;
 принцип комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный медикопсихолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда
специалистов.
2.2.2.Характеристика содержания направлений коррекционной работы.
Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно-развивающее,
консультативное, информационно-просветительское – раскрываются содержательно в разных
организационных формах деятельности МАОУ «Совхозная СОШ №10» (учебной урочной и
внеурочной).
Диагностическая работа включает в себя следующее:
 выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении
основной образовательной программы основного общего образования;
 проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в
психическом и (или) физическом развитии учащихся с ОВЗ;
 определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося с ОВЗ, выявление
его резервных возможностей;
 изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных
особенностей учащихся;
 изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
 изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ;
 мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ
основного общего образования.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующее:
 разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ;
выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с
особыми образовательными потребностями учащихся с ОВЗ;
 организацию
и
проведение
индивидуальных
и
групповых
коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей
обучения;
 коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной и коммуникативно-речевой сфер;
 развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм
утверждения самостоятельности, личностной автономии;
 формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
 развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной
компетенции;
 развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального
самоопределения;
 совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ),
способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных
условиях;

10



 социальную защиту ребенка в случаях
психотравмирующих обстоятельствах.

неблагоприятных

условий

жизни

при

Консультативная работа включает в себя следующее:
 выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с
учащимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;
 консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных
методов и приемов работы с учащимися с ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных
программ;
 консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов
коррекционного обучения ребенка с ОВЗ;
 консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и
осознанному выбору учащимися с ОВЗ профессии, формы и места обучения в соответствии
с
профессиональными
интересами,
индивидуальными
способностями
и
психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:
 информационную поддержку образовательной деятельности учащихся с особыми
образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических
работников;
 различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса
- учащимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями
образовательного процесса и сопровождения учащихся с ОВЗ;
 проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных
представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных
категорий детей с ОВЗ.
 
Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки
учащихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая комплексное
обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения ос-новной
образовательной программы основного общего образования.
Психолого-медико-социальная помощь оказывается детям на основании заявления или
согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка учащихся с ОВЗ
обеспечиваются специалистами образовательной организации (педагогом-психологом, медицинским
работником, социальным педагогом), регламентируются локальными нормативными актами, а также
Уставом. Реализуется преимущественно во внеурочной деятельности.
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки учащихся является тесное
взаимодействие специалистов при участии педагогов образовательной организации, представителей
администрации и родителей (законных представителей).
Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ может осуществляться в рамках реализации
основных направлений психологической службы. Педагогу-психологу рекомендуется проводить
занятия по комплексному изучению и развитию личности школьников с ОВЗ. Работа может быть
организована индивидуально и в мини-группах. Основные направления деятельности школьного
педагога-психолога состоят в проведении психодиагностики; развитии и коррекции эмоциональноволевой сферы учащихся; совершенствовании навыков социализации и расширении социального
взаимодействия со сверстниками; разработке осуществлении развивающих программ;
психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие
психологического здоровья учащихся с ОВЗ.
Помимо работы со школьниками педагог-психолог может проводить консультативную работу
с педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с обучением и
воспитанием учащихся. Кроме того, в течение года педагог-психолог осуществляет информационно11

просветительскую работу с родителями и педагогами. Данная работа включает чтение лекций,
проведение учащих семинаров и тренингов.
В реализации диагностического направления работы могут принимать участие как учителя
класса (аттестация учащихся в начале, середине и конце учебного года), так и специалисты
(проведение диагностики в начале, середине и в конце учебного года).
Реализация системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и
поддержки обучающихся с ОВЗ предусматривает создание специальных условий: организационных,
кадровых, психолого-педагогических, программно-методических, материально-технических,
информационных (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 42, 79).
Коррекционная работа в обязательной части (70 %) реализуется в учебной урочной
деятельности при освоении содержания основной образовательной программы. На каждом уроке
учитель-предметник может поставить и решить коррекционно-развивающие задачи. Содержание
учебного материала отбирается и адаптируется с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ОВЗ. Освоение учебного материала этими школьниками осуществляется с помощью
специальных методов и приемов.
Также эта работа осуществляется в учебной внеурочной деятельности в группах класса.
Для развития потенциала учащихся с ОВЗ специалистами и педагогами с участием самих
учащихся и их родителей (законных представителей) разрабатываются индивидуальные учебные
планы.
При реализации содержания коррекционной работы распределяются зоны ответственности
между учителями и разными специалистами.

Вид
Содержание
Специалисты, осуществляющие
деятельности
данное направление
Диагностическая работа
Педагогическая диаИндивидуальное тестироЗам. директора по УР, руководитель
гностика готовности к
вание (входные КР, старШМО, учитель, классный руководитель
обучению в основной
товые диагностики)
определение зоны блишколе
жайшего развития учащегося
Зам. директора по ВР, классный
изучение социальной сируководитель
туации развития и условий
семейного воспитания ребёнка
Педагогическая
мониторинг динамики разЗам. директора по УР, учитель,
диагностика
вития, успешности освоеклассный руководитель, педагогния образовательных пропсихолог
грамм основного общего
образования
Коррекционно-развивающая работа
Фронтальные, групКоррекция и развитие
Специалисты, учитель
повые и индивидувысших психических

12

альные занятия для
преодоления нарушений развития и трудностей обучения

функций, эмоциональноволевой, познавательной и
речевой сфер
развитие универсальных
учебных действий в соответствии с требованиями
основного общего образования

учитель

Зам. директора по ВР, классный
руководитель

формирование способов
регуляции поведения и
эмоциональных состояний
развитие форм и навыков
учитель, классный руководитель
личностного общения в
группе сверстников, коммуникативной компетенции
социальную защиту ребёнЗам. директора по УР, зам. директора
ка в случаях неблагоприпо ВР
ятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах
Информационно-просветительная и консультативная работа
Разъяснительная деяВыступление по актуальЗам. директора по УР, зам. директора
тельность по вопроным темам на общешкольпо ВР, классный руководитель
сам, связанным с осоных и классных родительбен-ностями образоских собраниях, размещеватель-ного процесса
ние информационных
для данной категории
стендов, информирование
детей
участников образовательного процесса через
школьный сайт
Проведение консульпомощь семье в вопросах
Зам. директора по УР, зам. директора
таций и индивидуальвыбора стратегии воспитапо ВР, педагог-психолог,
ных бесед с родитения и приёмов коррекциклассный руководитель
лями
онного обучения ребёнка
консультирование
выбор методов и приёмов
Зам. директора по УР, зам. директора
педагогов
работы с учащимися с ОВЗ
по ВР
Рассмотренные направления работы осуществляются через комплексное психологопедагогическое сопровождение, которое включает различные формы и методы работы. К данной
категории относятся:
Психолого-педагогическая диагностика, которая включает:
 педагогическую диагностику, проводимую учителями и классными руководителями для
определения уровня развития универсальных учебных действий, стиля семейного
воспитания, характера взаимоотношений ребенка и социума;
 психологическую диагностику, приводимую педагогом-психологом ПМПК по
определению
уровня
интеллектуального
развития,
особенностей
личностного
развития,позволяющую определить социально-педагогический диагноз развития ребенка.

13

 психолого-педагогический консилиум – это форма взаимодействия специалистов
школы, ПМПК в рамках реализации которой осуществляется выработка системы психологопедагогического сопровождения группы детей или конкретного ребенка, по определению
особенностей образовательного маршрута.
 образовательный маршрут разрабатывается для детей с ОВЗ и детей с особыми
образовательными возможностями. Он содержит мероприятия, осуществляемые радом
специалистов.
К данным мероприятиям относятся:
 коррекционно-развивающие мероприятия, осуществляемые педагогом-психологом по
развитию когнитивных функций, коррекции личностных негативизмов и девиаций развития;
 коррекционно-развивающие мероприятия, осуществляемые учителем по развитию УУД
и коррекции особенностей восприятия программного материала;
 коррекционно-развивающие мероприятия, осуществляемые по коррекции овладения
УУД и содержанием программного материала;
 развивающие мероприятия, осуществляемые педагогом дополнительного образования
по развитию способностей обучающихся художественно-эстетической направленности,
физического развития.
Целью такого сопровождения ребенка с ОВЗ является: обеспечение условий для
оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум. Системность коррекционной
работы обеспечивает организованный механизм взаимодействия в разработке и интеграции его в
социум.
2.2.3. Планируемые результаты коррекционной работы
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и
могут определяться индивидуальными программами развития детей с ОВЗ.
В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы
результатов. В урочной деятельности отражаются предметные, метапредметные и личностные
результаты. Во внеурочной - личностные и метапредметные результаты.
Личностные результаты - индивидуальное продвижение обучающегося в личностном
развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и
др.).
Метапредметные результаты - овладение общеучебными умениями с учетом
индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и
управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на
сотрудничество и конструктивное общение и т. д.
Предметные результаты определяются совместно с учителем – овладение содержанием ООП
ООО (конкретных предметных областей; подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей
разных категорий детей с ОВЗ.
Планируемые результаты коррекционной работы включают в себя описание организации и
содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности
по каждому классу, а также обобщенные результаты итоговой аттестации на основном уровне
обучения.
Достижения учащихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных
достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса.
Результатом коррекции развития детей с ОВЗ может считаться не столько успешное
освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых
компетенций.

14

3. Организационный раздел адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования
3.1.Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания
предметных областей в рамках АООП
№

Предметные области

Основные задачи реализации содержания

1.

Филология

Формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России;
Развитие речи учащихся через совершенствование техники
чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания
художественных произведений; Развивать умения не только
отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту,
участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь
естественного общения, а также пересказывать текст полно,
кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;
Коррекция индивидуальных пробелов в речевом развитие;
Совершенствование работы артикуляционного аппарата,
развитие речевого дыхания; развитие фонематического слуха;
Развитие наглядно-образного и словесно-логического
мышления; Развитие и коррекция диалогической и
монологической устной и письменной речи, коммуникативных
умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности.

2.

Математика и
информатика

Формирование представления о математике как части
общечеловеческой культуры; Формирование предметнопрактической деятельности и действий; Формирование
временных, пространственных, количественных
представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей
деятельности; Развитие мыслительных операций: анализ,
сравнение, классификация; Развития умения устанавливать
причинно-следственные связи между понятиями. Развитие
математической речи, логического и алгоритмического
мышления, воображения, обеспечение первоначальных
представлений о компьютерной грамотности; Формирование
устойчивого интереса к математике на основе
дифференцированного подхода к учащимся; Формирование
умений планировать свою деятельность, осуществлять
контроль и самоконтроль.

15

3.

Обществознание и
естествознание

4. Основы духовно-

Способствовать формированию устойчивых знаний об основных важных исторических фактах и событий истории
России;
Систематизировать полученные исторические знания,
отражающие основные явления прошлого; Формирование у
учащихся исторических понятий, понимания некоторых
закономерностей общественного развития; Формирование
умений применять полученные знания по истории в жизни;
Вырабатывать умения и навыки самостоятельной работы с
историческим материалом; Формирование стойкой
гражданской позиции;
Формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях. Воспитание уважительного отношения к народам
разных национальностей, проживающих на территории России.
Формирование психологической культуры и компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в
социуме.
Воспитание способности к духовному развитию,

нравственной

нравственному самосовершенствованию. Формирование

культуры народов

первоначальных представлений о светской этике, об

России

отечественных традиционных религиях, их роли в культуре,
истории и современности России

5.

Искусство

6.

Техноология

Способствовать коррекции недостатков познавательной
деятельности школьников путѐм систематического и
целенаправленного воспитания и развития у них правильного
восприятия формы, конструкции величины, цвета предметов,
их положения в пространстве;
Находить в изображаемом существенные признаки,
устанавливать сходство и различие;
Содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической
деятельности, умения сравнивать, обобщать; ориентироваться в
задании и планировать свою работу, намечать
последовательность выполнения рисунка; Исправлять
недостатки моторики и совершенствовать зрительнодвигательную координацию, путѐм использования
вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; развивать у учащихся речь, художественный вкус интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с
использованием знаний, полученных при изучении

16

других учебных предметов;
Обучение в процессе конкретной практической деятельности,
учитывающей познавательные потребности школьников;
поддержание готовности к осуществлению профессионального самоопределения школьников на осно-ве
формирования системы знаний и побуждение к
осознанному выбору профессии.
7

Физическая культура

Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому,
нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры.
Формирование установки на сохранение и укрепление доровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни;

развитие пространственно-временной дифференцировки и
точности движений; формирование правильной осанки и ориентации во времени и пространстве; развитие и совершенствование сенсомоторики; интеллектуально-познавательное
развитие. Выбор коррекционных упражнений в каждом конкретном случае зависит от соматического состояния, уровня
физического развития, анализа дефектов моторики, индивидуальных особенностей каждого ученика.

3.2. Система условий реализации АООП ООО
3.2.1. Описание кадровых условий реализации
С целью сохранения единого образовательного пространства страны требования к условиям
получения образования обучающимися с умственной отсталостью, представляют собой систему
требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации
адаптированной основной образовательной программы и достижения планируемых результатов
этой категорией обучающихся. Интегративным результатом реализации указанных требований
должно быть создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды,
обеспечивающей
-высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для
обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
- охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся;
- комфорт по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

17

Одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ,
принятого ФГОС ООО являются требования к кадровым условиям, которые должны
обеспечивать не только укомплектованность образовательного учреждения педагогическими
работниками, но и уровень их квалификации, непрерывность профессионального развития.
Педагогический коллектив школы на начало учебного года составлял 25 человек. Основным
фактором, влияющим на качество образования, является профессиональный уровень педагогических кадров.
В Школе учебные предметы ведут специалисты, имеющие соответствующие образование и уровень
квалификации, что говорит о том, что коллектив способен решать творческие задачи. Школа имеет
достаточное кадровое обеспечение, что позволяет в полном объеме реализовывать поставленные задачи.
Педагоги школы систематически повышают свою квалификацию на различных курсах и семинарах,
занимаются самообразованием. Развитие кадрового потенциала происходит через организацию таких форм
деятельности, как:
- курсовая подготовка;
- работа методических объединений;
- аттестационные процессы;
- научно-исследовательская работа (участие в конференциях, семинарах, выставках);
- самообразование,
- дистанционное обучение.
100 % педагогов школы прошли курсовую подготовку.
Кол-во
педагогов

25

Квалификация педагогических кадров ОУ
Процент, имеющих
Процент, не
Молодые
квалификационную категорию
имеющих
специалисты
квалифик.
Высшая
Первая к.к.
СЗД
категорию
к.к.
10/ /40%
8 / 32%
7 / 28%
6/24%

Общий процент
аттестованных

18/72%

Все педагоги, подлежащие аттестации, – аттестованы. Есть резерв на повышение имеющейся
категории.
Общее
количество
педагогов

25

Характеристика педагогического состава по стажу и образованию
стаж работы
образование
до 3х
3-5 лет
5-10
10-20
свыше
Высшее
Среднее
Не имеют
лет
лет
лет
20лет
профессио профессио педагогич.
нальное
нальное
образования
5

0

3

3

14

18

7

1

Знак «Отличник народного просвещения РСФСР» – имеет 1человек, 4 учителя награждены
Почетной грамотой Министерства образования РФ, 9 человек – Почетной грамотой Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса
МАОУ «Совхозная СОШ №10» располагает необходимой материальной и информационной базой,
обеспечивающей организацию всех видов деятельности школьников, соответствующей санитарноэпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам.
Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы
основного общего образования включают в себя следующие параметры и характеристики:
Санитарно-гигиенические условия

В ОО имеется горячее и холодное водоснабжение,
достаточное
освещение,
канализация
в
удовлетворительном состоянии, соблюдается воздушнотепловой режим. Имеются помещения для питания
обучающихся, а также для хранения и приготовления
пищи, обеспечивающие возможность организации
качественного горячего питания.

18

Санитарно-бытовые условия
Охрана труда

Оборудованы санузлы для девочек, мальчиков и
персонала, оборудованы гардеробы для обучающихся
начальной школы, основного и среднего звена
Ежегодно проводится текущий ремонт, постоянно
пополняется количество огнетушителей, производится
своевременный ремонт электрооборудования.
Оценка материально – технических условий
реализации образовательной программы

№ п/п
1.

2.
3.
4.
5.
6.
8.
9.
10.
11.
1
№ п/п
1.

2.

Требования ФГОС, нормативных и локальных актов
Помещения для занятий учебно – исследовательской и
проектной
деятельностью,
моделированием
и
техническим творчеством
Необходимые для реализации учебной и внеурочной
деятельности лаборатории и мастерские
Помещения (кабинеты, мастерские, студии) для занятий
музыкой, хореографией и изобразительным искусством)
Информационно – библиотечный центр с рабочими
зонами, читальным залом, книгохранилищем
Актовыый зал
Спортивный зал
Тренажёрный зал
Гимнастический зал
Столовая с пищеблоком
Кабинеты со стационарными компьютерами
Кабинеты с установленными мультимедийными
проекторами
Кабинеты с интерактивной доской

Имеются в наличии
1

4
3
1
1
1
1
1
1
7
12
5

Материально – техническое обеспечение кабинетов
2
3
кабинет
обеспечение
русский язык
Ноутбук
Видеофильмы:
Из истории русской письменности.
DVD и CD-ROM:
Тесты по пунктуации.
Тесты по орфографии.
Русский язык. Морфология. Орфография.
Кабанова Н. Русский язык: подготовка к ЕГЭ. 7-11
классы.
Электронный тренажёр по орфографии.
Таблицы и опорные схемы по русскому языку.
литература
DVD PLAYER BBK
Видеофильмы:
Анна Ахматова.
Борис Пастернак.
А.С. Пушкин.
А.С. Пушкин. Лицейские годы.
DVD и CD-ROM:
Пушкин А.С. Стихи и сказки с участием М.Казакова.
Времена года. Стихи русских поэтов о родной природе
в исполнении актёров.
Пушкин А.С. Последняя дуэль. Художественный
фильм.
Пушкин А.С. Евгений Онегин. Роман в стихах читает И.
Смоктуновский.
19

3.

история
обществознание

4.

биология

Гоголь Н.В. Мёртвые души. Художественный фильм.
Таблицы по литературе.
Мульти Медео
ноутбук
DVD: «Иллюстрированная история России», «Русские
цари», «Романовы. Начало династии», «Исторические
хроники», «Великая война», «Восход победы». Карты
по всем разделам истории.
Видео уроки по всем темам кодификатора по
подготовке к ЕГЭ по обществознанию.
Электронные учебники по истории и обществознанию и
учебные пособия по подготовке ОГЭ и ЕГЭ по истории
и обществознанию.
Электронные презентации по всем разделам истории и
обществознания.
1.компьютер
2.мультимедиапроектор acer
3.экран.
4.Звуковые колонки
2.Интерактивные наглядные пособия по общей
биологии
1.Клетка
2.Эволюция
3.Химический состав клетки
4.Эволюция систем органов
3.DVD и CD-ROM
1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия – биология,
растения, животные, человек, общая биология
2.1С-образовательная коллекция -билогия-: растения,
животные, человек, общая биология, экология
3.Энциклопедия растения
4.Открытая биология
4.Лабораторное оборудование
Микроскопы
Лупы ручные
Препаровальные иглы
Предметные стекла
Покровные стекла
Подносы для лабораторных работ
Раздел: Растения. Грибы. Лишайники
Таблицы
Коллекции
Модели
Муляжи
Микропрепараты
Гербарии
Раздел: Животные
Таблицы
Коллекции
Микропрепараты
Раздел: Человек
Таблицы
Коллекции
Микропрепараты
Модели
Раздел: Общая биология
Таблицы
20

Микропрепараты

5.

география

6.

химия

Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивные наглядные пособия
Регионы России.
Центральная Россия (физическая карта).
Европейский север (физическая карта).
Северо-запад (физическая карта)
Европейский юг (социально-экономическая карта).
Европейский юг (физическая карта)
Поволжье (физическая карта).
Поволжье (социально-экономическая карта).
Урал (физическая карта).
Урал (социально-экономическая карта).
Западная Сибирь (физическая карта).
Западная Сибирь (социально-экономическая карта).
Восточная Сибирь (физическая карта).
Дальний Восток (физическая карта).
Демонстрационные материалы
Земля во Вселенной.
Интерактивная модель Солнечной системы.
План и карта.
Литосфера.
Географическое положение России.
Образовательная коллекция.
Начальный курс географии.
Наш дом – Земля.
География России.
Экономическая и социальная география мира.
Планета рефератов.
Библиотека электронных наглядных пособий.
Карты настенные.
Карты материков
Карты России
DVD и CD-ROM
География. 6-10 классы.
География России. Энциклопедия.
Природа Среднего Урала. Атлас Свердловской области.
Народные праздники на Урале.
Традиционный костюм народов Среднего Урала.
1.компьютер
2.мультимедиапроектор Аcer
3.экран
4.Звуковые колонки
5.Мед.аптечка

6. Модели демонстр. кристаллической решетки
каменной соли ,алмаза, графита, железа, меди,
воды, иода
7. Таблицы демонстрационные («Периодическая
система химических элементов Д.И. Менделеева»,
«Растворимость солей, кислот и оснований в воде»,
«Электрохимический ряд напряжений металлов»)
8. Коллекции «Волокна», «Металлы»,
«Пластмассы»,«Чугун и сталь», «Шкала
твердости»,«Минеральные удобрения»,
«Алюминий»,»Каменный уголь и продукты его
21

переработки», «Металлы и сплавы», « Минералы и
горные породы»
2.DVD и CD-ROM ,электронные пособия
1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия – химия 89кл
2.1С –образовательная коллекция -химия 8кл,общая и
неорганическая химия 10-11 кл, органическая химия
3.Виртуальная химическая лаборатория 8,9 кл
4.Открытая химия
5.Комплект электронных пособий по курсу химии
4.Лабораторное оборудование
1. Набор приборов, посуды и принадлежностей для
ученического эксперимента
2. Весы технические с разновесами
3. Весы лабораторные электронные

4. Набор моделей атомов для составления моделей
молекул по органической и неорганической химии
для учителя
5. Аппарат для дистилляции воды
6. Штатив лабораторный
7. Пробирки
8. Наборы реактивов для основной и средней школы
9. Аппарат (прибор) для получения газов
10 Доска для сушки посуды

7.

математика

8.

физика

Технические средства обучения:
Интерактивная доска
Ноутбук
Мультимедийный проектор
DVD и CD-ROM
Математика 5-11 классы. Практикум. Опыт проведения
ЕГЭ.
Математика 5-11 классы. Практикум. Комплекс
лабораторных работ по геометрии, алгебре.
Интерактивная математика. 5-9 классы.
Алгебра. 7-9 классы.
Репетитор по математике.
Геометрия. 7-9 классы.
Уроки геометрии Кирилла и Мефодия. 7-9 классы.
Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 7-9 классы
Открытая математика (функции и графики).
Таблицы
Алгебра. 7-9 классы.
Геометрия. 7-9 классы.
Технические средства обучения:
компьютер в сборе (
проектор
источник бесперебойного питания
штатив лабораторный
электрометр
Уроки физики Кирилла и Мефодия. 7-11 классы
Библиотека электронных наглядных пособий. Физика.
7-11 классы.
Космонавтика. Мультимедийное приложение
энциклопедии «Космонавтика».
Таблицы
Международная система единиц СИ
22

Физические величины и константы
Механика 1
Механика 2
Молекулярная физика
Прибор микроманометр
Электродинамика
Электромагнитные колебания
Электростатика
Регулятор напряжения
Квантовая физика
Физика атомного ядра
Оптика. Специальная теория
Теплота
Демонстрационное оборудование
набор демонстрационный – механика
набор лабораторный – механика
машина волновая
электронный секундомер
генератор звука
маятник Масквелла
стробоскоп
трубка Ньютона
прибор газовых законов
прибор спектр
насос вакуумный электрический
набор лабораторный «Электричество»
амперметр
вольтметр лабораторный
набор по передаче электроэнергии
осциллограф демонстрационный
магнит полосовой
электрометр
набор геометрическая оптика
набор светофильтров
набор по передаче электроэнергии
набор по поляризации света
оптическая скамья
светофильтр оптический
спектроскоп 2-х трубный
функции света
дозиметр бытовой
объектив
телескоп рефлектор
набор лабораторный «Электричество»
набор лабораторный «Оптика»
Раздаточный материал
комплект карточек «Электричество»
комплект карточек «Оптика»

23

3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования для учащихся с ОВЗ.
Цель психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО – создание социальнопсихологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.
Для успешного обучения и полноценного развития обучающихся педагогу-психологу
совместно с педагогическим коллективом необходимо решить следующие задачи:
Выявлять и отслеживать динамику психологического развития школьника с целью
своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в обучении, общении
и психическом состоянии.
Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки пятиклассников в период
адаптации при переходе в среднее звено, позволяющей им приспособиться к новым
школьным требованиям и развиваться, совершенствоваться в различных сферах общения и
деятельности.
Создавать специальные социально-психологические условия, позволяющие осуществлять
развивающую работу с детьми, испытывающими проблемы в психологическом развитии и
обучении с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся.
Формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и
самоопределению с целью их дальнейшей социализации.
Оказывать психолого-педагогическую поддержку всех участников образовательного
процесса путем обеспечения вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней
психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
В рамках психолого-педагогической работы осуществляются следующие направления
деятельности:
Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление статуса школьников:
особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических
новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и
межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
Консультативная работа с педагогами, родителями, школьной администрацией помощь в
решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются педагоги, обучающиеся,
родители.
Психологическое просвещение – формирование психологической культуры, развитие
психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей и обучающихся.
Развивающая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в
школьной адаптации, обучении и развитии. Эти трудности могут проявляться поведении, обучении,
самочувствии ребенка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной
развивающей работы.
Экспертная деятельность - экспертиза (образовательной среды, профессиональной
деятельности педагогов образовательного учреждения, микроклимата в детских коллективах и
педагогической среде, эмоционально-психологической составляющей образовательного процесса).
В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается:
1.
Проведение
психолого-педагогической
диагностики,
для
изучения
уровняпсихологической адаптации вновь прибывших обучающихся к учебному процессу, изучение
микроклимата классных коллективов, уровня тревожности.и т.д.
2.
Проведение консультационной и просветительской работы с родителями
обучающихся, направленной на ознакомление взрослых с основными особенностями возрастных
периодов развития.
3.
Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по
выявлению возможных сложностей в работе с учащимися с ОВЗ, что позволяет направить работу
24

педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и
возможностями школьников.
4.
Проведение консультационной и просветительской работы с обучающимися
проводится обучающимися с (разрабатывается и реализуется специалистами ОУ по результатам
диагностических обследований, либо по запросу участников образовательного процесса). Занятия
проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – помочь обучающимся
преодолевать сложности подросткового возраста, негативизм, корректировать проблемы на
личностном, эмоциональном уровнях, снять чрезмерное психическое напряжение, коммуникативные
навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества,
оказать помощь вновь прибывшим обучающимся в усвоении школьных правил.
6.Развивающая и коррекционная работа проводится в соответствии со степенью тяжести
выявленных проблем и может реализовываться в следующих формах:
Виды коррекционно-развивающих
занятий

Категория детей с ОВЗ
Дети, имеющие диагноз ЗПР, обучающиеся

Индивидуально-групповые коррекционные
Занятия педагога-психолога, учителей-

в общеобразовательном классе
предметников
Дети, имеющие диагноз ЗПР, обучающиеся
индивидуально

Индивидуальные коррекционные занятия
педагога-психолога, учителя-логопеда,
учителей предметников. Участие во
внеурочной жизни класса

Дети с нарушениями в устной и письменной
речи

Логопедические занятия

Дети-инвалиды

Занятия с учётом рекомендаций индивидуальной
программы реабилитации

7.
Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по
психолого-педагогическому сопровождению АООП, планирование работы на следующий год.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации психолого-педагогического сопровождения
учащихся основного общего образования является оптимально выстроенное взаимодействие
работников школы, обеспечивающее системное сопровождение детей. Такое взаимодействие
включает:
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
комплексный, системный подход к индивидуализации программ обучения;
учёт отдельных сторон учебно-познавательной, мотивационной, эмоциональной - волевой и
личностной сфер ребёнка.
социальное партнёрство, профессиональное взаимодействие школы с внешними ресурсами.

25

Требования к условиям реализации программы.
Психолого-педагогическое обеспечение:
- обеспечить дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные
формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с нормами СанПиН и
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
- обеспечить психолого-педагогические условия (развивающая направленность учебновоспитательного процесса;
-учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
-соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- использование современных педагогических технологий, в том числе информационных,
компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности,
доступности);
- обеспечить здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим,укрепление
физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических
перегрузок учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
-обеспечить участие всех детей в проведении воспитательных, культурно-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
Программно-методическое обеспечение:
- в процессе реализации программы психолого-педагогического сопровождения используются
развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий,
необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога.
Материально-техническое обеспечение:
- материально- техническое обеспечение заключается в создании надлежащих условий,
позволяющих обеспечить адаптивную среду школы. Организация спортивных и массовых
мероприятий. Обеспечение питания, медицинского обслуживания.
Информационное обеспечение:
- представлено специальной литературой, наглядными пособиями способными разнообразить
формы обучения детей, а также компьютерное обеспечение с современными информационно коммуникационными технологиями и дополнительными материалами, размещёными на сайте школы.
Ожидаемые результаты:
-Своевременная профилактика и эффективное решение проблем, возникающих в обучении,
общении и психическом состоянии школьников по результатам отслеживания динамики
психологического развития детей.
- Совершенствование системы психолого-педагогической поддержки пятиклассников в
период адаптации при переходе в среднее звено, позволяющей им приспособиться новым
школьным требованиям, развиваться и совершенствоваться в различных сферах
деятельности.
- Создание специальных социально-психологических условий, позволяющих осуществлять
развивающую работу с детьми, испытывающими проблемы в психологическом развитии и
обучении с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся.
-Умение обучающихся организовать свою деятельность по самопознанию, саморазвитию и
самоопределению, позволяющую успешно социализироваться большинству выпускников
основной школы.
-Оказание психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса
путем обеспечения вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней
психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

26

3.3. Организация работы в классах для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья по адаптированным общеобразовательным программам
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в
осуществляется в соответствии с программой коррекционной работы, которая обеспечила:
-выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом
развитии;
-индивидуально ориентированную психолого-педагогическую и медико-социальную
помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
-возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной
образовательной программы основного общего образования, основного общего образования и их
интеграции в образовательном учреждении;
-оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским,
социальным, правовым и другим вопросам.
Учебный план представляет собой предметы федерального компонента, которые отражают
содержание образования, и обеспечивает решение важнейших целей современного основного
общего образования.
Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех
уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным
стандартом основного общего образования.
В целях коррекции отклонений в развитии учащихся, ликвидации пробелов в знаниях
проводятся индивидуальные и групповые занятия, коррекционные занятия. Для учащихся, не
усваивающих учебную программу на уроке, организуются индивидуальные и групповые
коррекционные занятия, которые имеют, как общеразвивающую, так и предметную
направленность. Для их проведения используются часы школьного компонента.
Педагоги проводят систематическое наблюдение за динамикой развития учащихся с целью
выявления их индивидуальных особенностей, определяют направления развивающей работы,
фиксируют результаты наблюдений в специальном журнале (дневнике наблюдений), ведут учет
освоения учащимися адаптированных образовательных программ, совместно с педагогомпсихологом создают индивидуальные образовательные траектории развития.
3.4. Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
учащимися инклюзивно в общеобразовательных классах
Цель инклюзивного образования -обеспечение доступа к качественному образованию
детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации
и полноценной интеграции в общество.
Задачи инклюзивного образования:
- создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения учащихся в школе с целью максимальной коррекции недостатков их
психофизического развития;
- освоение учащимися образовательных программ в соответствии с государственным
образовательным стандартом;
- формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к
проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование организуется посредством совместного обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе
школы.
Общее образование учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется
по адаптированным основным общеобразовательным программам при создании специальных
условий для получения образования указанными учащимися.
27

Для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в
инклюзивном образовательном пространстве должны быть:
- список учащихся, которым рекомендовано обучение по специальным коррекционным
программам;
- копии протоколов (заключений) психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
- справка об инвалидности;
- справки ВКК;
- нормативно-правовые документы, акты, регламентирующие деятельность по организации
инклюзивного обучения.
Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности
педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от специфических
характеристик образовательного пространства школы, а именно: социальным заказом на
обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с ограниченными
возможностями здоровья и их родителей; реальным состоянием физического и нравственного
здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций учащихся через систему
воспитания в школы и за ее пределами. Организация образовательного процесса в классах для детей
учащихся инклюзивно, осуществляется в соответствии с учебным планом годовым графиком и
режимом работы школы. Учебный план представляет собой предметы федерального компонента,
которые отражают содержание образования, и обеспечивает решение важнейших целей
современного основного общего образования.
Фронтальное коррекционно-развивающее обучение детей с ОВЗ, учащихся инклюзивно,
осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в
соответствии с государственным стандартом основного общего образования. В целях коррекции
отклонений в развитии учащихся, ликвидации пробелов в знаниях для детей с ОВЗ, учащихся
инклюзивно в общеобразовательных классах, проводятся индивидуальные и групповые
коррекционные занятия. Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке,
организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые имеют, как
общеразвивающую, так и предметную направленность. Для их проведения используются часы
школьного компонента.
Педагоги проводят систематическое наблюдение за динамикой развития учащихся с
целью выявления их индивидуальных особенностей, определяют направления развивающей
работы, фиксируют результаты наблюдений в специальном журнале (дневнике наблюдений),
ведут учет освоения учащимися адаптированных образовательных программ, совместно с
педагогом-психологом создают индивидуальные траектории развития.
Специфика образовательного процесса в классах инклюзивного обучения состоит в
организации индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Обучение организуется по общим учебникам, соответствующим программе обучения.
Оценка знаний учащихся с ограниченными возможностями здоровья, учащихся
инклюзивно, осуществляется в соответствии с установленными требованиями и с учетом
особенностей развития ребенка.
Таким образом, организация инклюзивного образования в школе строится на принципах
личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания
образования.
3.5. Организация работы с учащимися индивидуально на дому
Участниками образовательного процесса являются учащиеся, педагогические работники,
родители (законные представители) учащихся. Основанием для начала и проведения обучения на
дому на 1 сентября является:
Справка-заключение врачебной комиссии,
Учебный план, письменно согласованный с родителями (законными представителями) и
утвержденный приказом по школе.
28

3.6. Организация работы с детьми-инвалидами
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания учащихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной
программой, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медикосоциальной экспертизы.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе
решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями,
медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных
мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации
медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на
восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление,
компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Создание инклюзивной образовательной среды для детей-инвалидов, направленной на
развитие личности ребенка и признающей его уникальность, неповторимость и право на
качественное образование опирается, в первую очередь, на модернизацию образовательной
системы. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность
приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет
собственного гибкого переструктурирования, учета особых образовательных потребностей каждого
включаемого ребенка - инвалида.
Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к
обучению, воспитанию и личностному развитию любого ребенка, совокупностью ресурсов
(средств, внутренних и внешних условий) для организации их образования в школе и
направленностью на индивидуальные образовательные потребности учащихся.
Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области
реализации инклюзивной практики является гибкий, индивидуализированный подход к созданию
специальных условий обучения и воспитания для ребенка - инвалида. Такой подход проявляется,
прежде всего, разработкой адаптированной общеобразовательной программы, созданием
инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих
потребностям разных категорий детей.
Под специальными условиями для получения образования учащимися с ограниченными
возможностями здоровья в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации"
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких учащихся, включающие в себя
использование адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в
здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ учащимися с
ограниченными возможностями здоровья.
3.7. Контроль состояния системы условий реализации адаптированной
образовательной программы
В ходе создания системы условий реализации адаптированной образовательной
программы проводится мониторинг с целью ее управления. Оценке подлежат: кадровые,
психолого-педагогические, финансовые, материально-технические условия, информационнометодическое обеспечение, деятельность педагогов в реализации психолого-педагогического
условий.
3.8. Управление реализацией адаптированной образовательной программы
Непосредственное управление реализацией адаптированной образовательной программы
осуществляет директор.

29

Органами и формами коллегиального управления по реализации адаптированной
образовательной программы являются Управляющий совет, педагогический совет. ШМО
проводит экспертную оценку программ, учебных планов, внедряемых в образовательный процесс,
на основе анализа результатов деятельности коллектива по всем направлениям, дает научно
обоснованные рекомендации по изменению содержания образования, выбору средств и методов
обучения, воспитания, развития.
Предметные методические объединения учителей осуществляют выбор образовательных
технологий с учетом возрастных особенностей учащихся.

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

условий, соответствующих потребностям разных категорий детей.
Под специальными условиями для получения образования учащимися с ограни-ченными
возможностями здоровья в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации"
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких учащихся, включающие в себя
использование адаптированных образовательных программ и мето-дов обучения и воспитания,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение обра-зовательных программ учащимися с ограниченными
возможностями здоровья.
Создание инклюзивной образовательной среды, направленной на развитие лич-ности
ребенка и признающей его уникальность, неповторимость и право на качественное образование
опирается, в первую очередь, на модернизацию образовательной системы образовательной
организации. Ведущим принципом инклюзивной образовательной сре-ды является ее готовность
приспосабливаться к индивидуальным потребностям различ-ных категорий детей за счет
собственного гибкого переструктурирования, учета особых образовательных потребностей
каждого включаемого ребенка.
3.7. Контроль состояния системы условий реализации адаптированной образовательной программы
В ходе создания системы условий реализации адаптированной образовательной
программы проводится мониторинг с целью ее управления. Оценке подлежат: кадровые,
психолого-педагогические, финансовые, материально-технические условия, информаци-оннометодическое обеспечение, деятельность педагогов в реализации психолого-педагогического
условий.
Для оценки используется набор показателей:
Объект
оценки
Кадровые
условия

Содержание
Укомплектованность
учреждения
руководящими и
иными
работниками
Установление
соответствия уровня
квалификации

Частота
сбора
1 раз в год

При приеме
на работу

Форма
Раздел
тематического
контроля

Ответственны
й
Зам по УР

Зав канцелярией

40

43

Психологопедагогические условия

Финансовые
условия
Материальнотехнические
условия
Информационно
- методическое
обеспечение

педагогических и
иных
работников
учреждения
требованиям ЕКС
Состояние преподавания в рамках инд.
Обучения на дому,
дистанционного
обучения в классах
по адаптир общеобр.
программам
Условия финансирования

В соответствии с планом ВКК

справки

Зам директора
по УР

1 раз в год

Информация
для публичного
доклада
Акт приемки
школы

экономист

Соблюдение норм
СанПинов, ОТ, ПБ

1 раз в год

Обеспеченность
учебниками, учебнометодическими и
дидактическими
материалами,
наглядными пособиями и
др.

1 раз в год

справка

Зам по УР

1 раз в год

Учебный план

Зам по УР

Сай школы

техник

Обеспечение реализации обязательной
части адаптированной
образовательной
программы и части,
формируемой
участниками
образовательного
процесса
Обеспеченность до1 раз в год
ступа
для всех участников
образовательного
процесса к информации, связанной с реализациейадапт обр
программы
Обеспеченность доступа
к печатным и
электронным
образовательным
ресурсам (ЭОР), в том

Зав хозяйством

41
44

числе размещѐнным в
федеральных и
региональных базах
данных
1 раз в год
Обеспеченность
фонда
художественной
литературой

Информация
для публичного
докладапедагогбиблиотекарь

3.8. Управление реализацией адаптированной образовательной программы
Непосредственное управление реализацией адаптированной образовательной
программы осуществляет директор.
Органами и формами коллегиального управления по реализации адаптированной
образовательной программы являются Управляющий совет, педагогический совет. ШМО
проводит экспертную оценку программ, учебных планов, внедряемых в образова-тельный
процесс, на основе анализа результатов деятельности коллектива по всем направлениям, дает
научно обоснованные рекомендации по изменению содержания об-разования, выбору средств и
методов обучения, воспитания, развития.
Предметные методические объединения учителей осуществляют выбор образовательных технологий с учетом возрастных особенностей учащихся.

45

46

47



48

49

50



51

52

53

54

55





56



57

58



59

60

61

62

63

64

65

66


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».