Экологический КВН. Знатоки птиц. (для обучающихся 5-6 классов) Цель: Углубить и обобщить экологические знания обучающихся о птицах; активизировать познавательный интерес детей к природе и ее изучению. Упорядочивать и систематизировать накопленные представления обучающихся о птицах, соединяя конкретные экологические знания в определенные связи и зависимости; Совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию; Развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление; Формировать желание заботиться о птицах, воспитывать любознательность, сочувствие; Воспитывать бережное отношение и любовь к природе; Оборудование: иллюстрации птиц, ребусы, разрезные картинки, карточки, загадки, выставка книг о птицах. Ведущий. Итак, мы начинаем сегодняшнюю встречу в клубе веселых и находчивых. А вести ее буду я ……………… Представляю членов жюри……………………… Ведущий. Я приглашаю на сцену команду 1. Команда выходит на сцену, звучит ее приветствие. Ведущий. Я приглашаю на сцену команду 2. Команда выходит на сцену, звучит ее приветствие. - Слово жюри (после каждого задания). 1 Разминка. Члены команд подготовили по три вопроса своим соперникам. Итак, друзья, ваши вопросы….. 2 Домашнее задание. Инсценировка одной из басен И. Крылова, среди героев которой есть птица. 3 Угадай меня. (Приглашается один участник из команды) Нужно собрать разрезанную на части картинку с птицей. Вспомнить о ней загадку и загадать другой команде. В это время командам задаются вопросы, по очереди. Правильный ответ – 1 балл. 1) Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой.) 2)Пингвин - птица или нет? (Да.) 3)Какая птица подбрасывает своё яйцо в другие гнёзда? (Кукушка.) 4)Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет.) 5)Почему снегиря так назвали? (Прилетает с первым снегом) 6)Где зимой и осенью спят вороны? (В садах, в рощах.) 7)С прилетом, каких птиц мы отсчитываем начало весны? (Грачей) 8)Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст) 4 Конкурс капитанов. С завязанными глазами нарисовать птицу. 5 Загадки. 1)В пестром наряде, ходит на параде. Часов не имеет, а время разумеет. (Петух?) 2) Днем спит, а ночью летает, прохожих пугает. (Сыч, филин, сова) 3) На болоте плачет, а из болота не выходит. (Выпь.) 4) С буквой «с» - живу в пруду, Все рыболовы меня знают. С буквой «ф» - за красоту Меня жар-птицей называют. (Сазан, фазан.) 5) Простая буква я, ну что же! Коль сорок раз меня повторишь, Так сразу птицей стану я, Всем вам известною, друзья. (Сорока.) 6) Сероспиный, красногрудый, В зимних рощах обитает. Не боится он простуды, С первым снегом прилетает. (Снегирь.) 7) Прошлым летом, на лужку В ямке вывелся в пушку. И обсохнуть не успел, Комара и муху съел. (Кулик.) 8) У какой птицы красная грудка? (Снегирь.) 9) Какая самая крупная птица в Волгоградской области? (Дрофа) 10)Какие птицы прилетают к нам первыми? (Грачи.) 11)Какие птицы не умеют летать, но бегают быстрее лошади? (Страусы) 12)Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка.) 13)Какие птицы зимуют в снегу? (Тетерев, глухарь) 14)У какой птицы самая большая скорость? (Ласточка.) 15)Как прилетают с юга ласточки стаями или парами? (Парами.) 16)Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.) 6 Пословицы. Командам предлагаются карточки, в которых написаны названия птиц. Вспомните пословицы, в которых упоминаются эти птицы. 7 Головоломка. Из слова «Буревестник» за 1 минуту составить как можно больше слов. 8 Викторина У какой птицы мешок под клювом? (У пеликана.) Кто летает быстрее: пингвин или птица — киви? (Обе эти птицы не летают). Самая большая из всех хищных птиц? (Гриф.) У какой птицы самые густые перья и почему? (У императорского пингвина, чтобы не мерзнуть на морозе.) 5. Самая крупная птица в мире? (Африканский страус.) 6. Любимое лакомство глухарей. (Хвоя.) 7Что делает страус при приближении опасности? (Припадает к земле и вытягивает шею вдоль туловища, прячет голову в песок.) 8. Назовите самую маленькую птицу. (Колибри.) 9. Какая птица обладает самыми длинными шеей и ногами относительно размеров туловища? (Фламинго.) 10. Какая птица подкидывает свои яйца в гнезда другим птицам? (Кукушка.) 11. Все ли птицы летают? (Не летают страус, киви, пингвин.) 12. Какими способами передвижения обладают птицы? (Они летают, ходят, бегают, плавают, прыгают.) 1. 2. 3. 4. 9 Ребусы. Участники берут карточки с ребусами и отгадывают. 10 Узнай птицу. По словесному описанию ученики должны узнать птицу. Ее иллюстрация помещается на доске. 1 Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. (Воробей) 2 Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко – желтое. (Синица.) 3 У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела - черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел) 4 У этой птицы верх головы, крылья, хвост - черные; спина голубовато-серая, а брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. (Снегирь.) 5 Голова, крылья, хвост у этой птицы - черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.) 6 У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое. (Ворона.) 11 Музыкальный конкурс. Вспомнить и пропеть отрывок песни, в которой поется о птицах. Выставка книг о птицах. Подведение итогов. Вручение грамот.